Практическое применение методов активного обучения в процессе преподавания иностранного языка

Педагогика » Проблемная коммуникативная задача как способ активизации познавательной деятельности учащихся » Практическое применение методов активного обучения в процессе преподавания иностранного языка

Страница 1

В ходе изучения вопроса о практическом использовании различных методов с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в качестве основного метода исследования использовался метод анкетирования среди учащихся и учителей, педагогическая практика в школе позволила провести ряд опытов по заранее спланированным вопросам. Это позволило быстро с высокой степенью достоверности получить результаты. В исследовании использовался закрытый тип анкеты, в качестве дополнительных методов исследования применялись наблюдение, беседа с учителями и учениками, что дало возможность иметь более полные сведения о причинах, эффективности использования активных методов обучения.

Все учителя отмечали, что активная познавательная деятельность на занятиях по иностранному языку – необходимое условие для достижения положительного эффекта, поэтому одним из наиболее важных моментов при планировании уроков является учёт активных методов обучения.

В ходе проведения анкеты выяснилось, что 100% опрошенных учителей иностранного языка на уроках используют игру или различные игровые приёмы, опрос по домашнему заданию взаимоопрос, индивидуальные задания, средства наглядности. 80% участвовавших в анкетировании задают проблемные вопросы, предупреждают поставить оценку или провести самостоятельную работу, излагают интересные научные факты, предлагают работу с текстом учебника, используют нетрадиционный урок. "Физкультминуткой" активизируют познавательную деятельность учащихся 60% опрошенных учителей, театрализацией, анализом ситуаций, методом "мозговой атаки" - 40%. Причины применения тех или иных методов для активизации познавательной деятельности учащихся стали известны в ходе беседы, в процессе проведения опыта и наблюдения – результат.

Игра является мощным средством для активизации учения школьников. Но по свидетельству учителей, требует больших затрат времени при организации. Хотя игровые приёмы, соревнования используются почти на каждом уроке. Например, на уроке немецкого языка в разных классах применялся приём под названием "Schritte", в проведении которого дети активно участвуют. Для 80% опрошенных учеников игра может являться причиной активной работы в течение урока.

При постановке проблемного вопроса учитель ставит себе целью поставить учащихся перед противоречием между имеющимися знаниями и новой информацией, показать, что не всегда способы разрешения трудностей универсальны, учитывается опыт учеников, их способности. Такие вопросы также требуют больших затрат при подготовке и формулировке, не всегда воспринимаются учениками.

При изучении эффективности нетрадиционного урока для активизации деятельности школьников был проведён опыт. Цель – оценить уровень познавательной активности учащихся. Ход выполнения: подготовка нетрадиционного урока – викторины. Обработка данных: подсчитать количество активно принимавших участие в уроке, сравнить с количеством учеников, обычно активных на уроке, вывести процентное соотношение. Класс – 8. Обычное количество активных учеников – 2 (20% от общего количества), на нетрадиционном уроке – 5 (50% от общего количества), соотношение 2\5, т.е. уровень активности учащихся повысился на 30%.

Опрос по домашнему заданию взаимоопрос традиционен, обычно не требует от учителя много времени, прост в применении, задание понятно ученикам, но такой вид работы для них рутинным, поэтому вызывает активность, по мнению 30% учеников.

Для исследования уровня активности учеников применялся метод предупреждения поставить оценку. Так, в ходе урока в 6 классе, когда за каждое правильно сказанное предложение выдавался ученику жетон, по количеству которых в конце урока выставлялась оценка, количество активных учеников возрастало с 13% до 60% от общего количества.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплек ...

Методы обучения химии
К основным разделам методики обучения химии относятся методы, формы, средства обучения и научная организация труда учителя химии. Как известно, любое учебное содержание не может быть введено в учебный процесс вне метода. Поэтому метод обучения с философской т ...

Разделы