Социально-психологические основы имиджа учителя

Педагогика » Имидж педагога » Социально-психологические основы имиджа учителя

Страница 1

Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого направления. Опираясь на теорию формирования человека как субъекта труда, познания и общения, развития личности в процессе деятельности и общения, проанализируем основные положения процесса познания человека человеком с учетом его возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей. Теоретические основы этого процесса нашли наиболее полное отражение, в первую очередь, в трудах таких известных отечественных психологов, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и многих других.

Человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он сам приходит к самосознанию, к познанию собственного «Я» через познание других людей .

Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия.

В исследованиях справедливо выделяется, что самосознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. Самосознание – это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни

Дальнейшее развитие теоретико-методологических аспектов исследования личности и особенностей ее развития применительно к онтологии и генезису имиджа как социального явления и его познания мы находим в работах известных современных психологов Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, А.В. Петровского, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова и других.

Современными социальными психологами отмечается, что всякое познание и есть ментальная реконструкция того, что существует на самом деле. Эта реконструкция осуществляется субъектом на основе его опыта, потребностей, намерений. Только при включении личности в познавательный процесс можно понять, как люди могут познать одну и ту же вещь, если каждый конструирует ее образ индивидуально. Социальное познание, возникая в ходе взаимодействия, предполагает обязательный коммуникативный процесс, то есть процесс постоянного обмена информацией. Образ социального познания вырабатывается сообща, но вместе с тем, люди различны, и поэтому каждый демонстрирует свой стиль социального познания.

В самом общем плане следует сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и установление доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.

Потребность быть личностью, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации. Это означает, что таким образом выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять ее как целое. Потребность быть личностью возникает на основе социально-генерированной возможности осуществления соответствующих деяний – способности быть личностью. Эта способность есть индивидуализированное воплощение глубоко воспринятых индивидом предметно-социальных норм, эффектов идеальной представленности в нем других людей, а также его собственных «надситуативных» выходов. Как и всякая способность, она, прежде всего, дана субъекту в своей исключительности как индивидуальное, выделяющее его среди окружающих и в известном смысле противопоставляющее его другим людям. как возможность передать, адресовать им свою неповторимость, особенность, непохожесть.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Развитие словаря в игровой деятельности
1. Дидактические игры и задания по формированию словаря существительных. Игра «Назвать слово как можно быстрее». Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов: Помидо ...

Особенности построения процесса обучения младшего школьника
В каждом возрастном этапе развития человека образуется как общие свойства, присущие социальной группе, так и специфические, индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по типологическим особенностям высшей нервной деяте ...

Разделы