Методики и результаты констатирующего эксперимента

Страница 4

Результаты второй серии методики в группе №1 схожи с результатами анализа группы №2. Дети также заканчивают ситуации, ориентируясь на личные побуждения. В ситуации №1 такие ответы: «Пойду, поиграю в другую игру» (14 детей), «Помогу Свете» – 6 детей. В ситуации №2 12 детей ответили: «Это моя машина, отдай!», 3 ответили: «Ну ладно, поиграй», а 5 сказали: «Все хотят играть». Ситуация №3 вызвала в этой группе массу эмоций. Ответы были следующие: «Не надо бегать быстро», «Тебе больно?», «Это плохая игра!». В ситуации №4 были такие ответы: «Ну ладно, пойдем!» или «Иди, поиграй с другими». В ситуации №5 2 ребенка ответили: «Я буду хороший!», 10 детей: «Пусть быстрее засыпает!», а 8 сказали: «Хорошо!». По 6 ситуации были следующие ответы: «Пойдем, я тебя согрею», «Не плачь, где твоя мама?».

Таким образом, анализ результатов позволил нам составить график №3.

Уровень развития нравственных представлений (уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, сочувствие) до обучения (слева) и после обучения (справа)

Контрольная группа №1. Экспериментальная группа №1 и №2.

Проанализируем методику №3 «Моделирование жизненных ситуаций».

Ситуация №1«На прогулке».

Дети группы №2, не обращая внимания на малыша, берут мячик и начинают играть в футбол. Малыш требует мяч, дети убегают дальше. Малыш плачет.

Дети группы №1 – увидели закатившийся мячик на участок, взяли его и принесли воспитателю. Когда подошел малыш, они не обратили на него внимания, продолжали играть в игры.

Ситуация №2 «Помощники».

Реакция детей группы №1 и №2 была одинакова: одни дети побежали жаловаться воспитателю, другие стали смеяться.

Ситуация №3 «Скорая помощь».

В группе №2: несколько детей побежали в спальню за няней, остальные зашумели. У них возник вопрос: «Кто помоет посуду?». Ответ не заставил себя ждать: «Вы, Ольга Валерьевна».

В группе №1: Дети услышали состояние помощника воспитателя и стали рассказывать о своих болезнях и ранках. Некоторые дети даже показали свои раны.

Таким образом, мы определили, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеются определенные нравственные представления, однако они недостаточно четкие. В реальных жизненных ситуациях дети не используют имеющиеся у них знания и умения. Они не способны эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать.

Общие выводы. Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют знания и представления о нравственных нормах. Но имеющиеся представления не достаточно дифференцированы и не всегда содержат вербальные обозначения тех или иных понятий. Вследствие чего дети не способны самостоятельно выделить сферу человеческих отношений, регулируемую нравственными принципами.

Ориентация на самого себя, на собственные силы, недостаточность жизненного опыта не позволяют дошкольникам адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления сочувствия, доброжелательности, отзывчивости, внимательности. Это проявляется в том, что старшие дошкольники с ОНР осознавая потребность какого-либо действия (помочь, пожалеть), оказываются не в состоянии выполнить.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы видим необходимость в наиболее целенаправленной и последовательной организации усвоения детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста нравственных представлений, базирующихся на знаниях, содержащих в себе гуманистические идеи и требования. В связи с этим мы обращаемся к народной педагогики. Использование элементов народной педагогики в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать формированию нравственных качеств личности: доброжелательности и отзывчивости, заботливости и сочувствия, гостеприимстве, заботе о младших и уважении к старшим и др. С целью проверки данной гипотезы нами были разработаны и проведены занятия по знакомству дошкольников с обычаями и традициями казахского народа, организованы игры, направленные на формирование у детей нравственных представлений.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Методические рекомендации к проведению урока
Этап вводного инструктажа Вводный инструктаж решает следующие задачи: а) ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления и т.д.); б) ознакомление с техни ...

Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах
Некоторые зарубежные психологи, в первую очередь немецкие, пытались выявить закономерности психического развития ребенка и помочь учителю в его практической деятельности. Это нашло отражение в трудах немецкого психолога Э. Мсн-мана (1862—1915). Он считал, что ...

Разделы