Требования к построению учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»

Педагогика » Теория и методика преподавания БЖД » Требования к построению учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»

Страница 1

Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник – учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника.

Учебник играет главную роль в обучении ОБЖ, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения. Являясь центральным связующим звеном системы изучения ОБЖ, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков.

В настоящее время к учебнику ОБЖ предъявляются следующие требования:

Информация, передаваемая с помощью учебника должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию науки БЖД.

Научный материал в учебнике должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.

Учебник должен формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о безопасности жизнедеятельности.

В учебнике должно быть использовано проблемное изложение материала, соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью.

В учебнике должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике.

Изложение и организация методического материала учебника должно иметь личностно-ориентированный характер.

Содержание, объем и глубина заложенной в учебнике информации должны соответствовать содержанию программы.

Учебник должен определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися, а также содержать систему заданий и упражнений, обеспечивающих формирование у учащихся необходимые умения и навыки.

Знания в учебнике должны быть представлены в определенной логической системе, удовлетворяющей принципам преемственности и последовательности.

Для осуществления принципа систематичности обучения необходимо изложение в учебнике научных фактов, гипотез, теорий в определенной логической системе, определения с помощью учебника обоснованной последовательности овладения умениями и навыками.

Учебник должен соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовка обучающихся.

Учебник должен быть доступен для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося к моменту использования учебника.

Учебник должен быть пригоден к применению современных методов и организационных форм обучения.

При создании и компоновке различного материала учебника следует выделить следующие подходы:

коммуникативность, позволяющую организовать диалог обучающегося с книгой;

комплиментарность, т. е. возможность дополнительной поддержки учебника средствами обучения;

моделирование, т.е. построение модели как средства получения необходимого знания об изучаемом объекте или явлении;

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Оценка эффективности функционирования методической службы
Одним из главных приоритетов развития образования в регионах России является многообразие моделей управления, которое реализуется через тесное взаимодействие разноуровневых субъектов региональной образовательной политики. Методическая служба полноправно высту ...

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, о ...

Разделы