Развитие внимания на разных этапах урока истории

Педагогика » Воспитание внимания учащихся на уроках истории » Развитие внимания на разных этапах урока истории

Страница 1

Воспитание внимания школьников не сводится к каким-либо отдельным приемам педагогического воздействия. Но представляет собой систему учебно-воспитательных влияний. Каждый из ее методических элементов может иметь положительное значение. Однако эффективность применения отдельных методов и приемов развития внимания будет значительно снижена, если они будут использоваться обособлено относительно других форм воспитательного воздействия. Действенность тех или иных методов воспитания внимания усиливается, если они сочетаются с другими, восполняющими и поддерживающими их. Применение отдельных методов воспитания внимания и оценка их воспитательной ценности должны быть строго конкретными.

Систему учебно-воспитательных воздействий, формирующих внимание школьников, входит:

применение обширного комплекса дидактических требований к проведению урока

организация учебной работы в школе и в домашних условиях. Опирающаяся на научные требования к режиму труда школьников

создание гигиенической обстановки в школе и в домашних условиях в соответствии с научными требованиями физиологии и гигиены умственного труда школьников.

Основными теоретическими предпосылками воспитания внимания учащихся являются следующие положения:

обусловленность личности школьника объективными условиями его развития воспитания.

Руководящая роль воспитателей в формировании внимания учащихся

Знание рефлекторного механизма внимания, основной физиологической предпосылкой воспитания внимания является «высочайшая пластичность» высшей нервной деятельности

Роль личности школьника в развитии его внимания, особенно значение сознательного отношения учащихся к учению в школе и выполнению своих школьных обязанностей.

Воспитание внимания учащихся осуществляется через их учебный труд путем неуклонного развития культуры их умственного труда, умения учиться, овладения навыками и умениями умственной работы.

Воспитание внимания должно опираться на установленные в психологии закономерности возрастного развития учащихся.

Воспитание внимания в широком значении этого понятия неразрывно связано с воспитанием личности школьника, формирования устойчивого, сознательного интереса к учению и добросовестного отношения к учебной работе, самостоятельности в учебных занятиях и преодолевании трудностей учебного труда, упорства и организованности в работе.

Практически воспитание внимания осуществляется главным образом через усвоение учениками знаний и умений на уроках и выполнение домашних заданий.

Стоит обратить внимание на воспитание внимания учащихся на различных этапах урока.

1).Организация внимания учащихся в начале урока.

Каждый урок начинается с организационной части. Учителю необходимо с самого начала урока овладеть вниманием учащихся. учителя выполняют эту задачу по разному. Одни требуют организованного вставания всех учащихся и только тогда приветствуют их и отмечают отсутствующих. Это содействует быстрому переключению внимания учеников.

Нередко ученики не замечают, что учитель вошел в класс и продолжают заниматься своими делами. Для этого нужно дать понять, что перемена закончилась, дождаться пока все станут, а затем только приветствовать учеников и отмечать отсутствующих.

Урок необходимо начинать только тогда, когда все ученики успокоились и подготовились к работе. В ином случае приходится несколько раз успокаивать учащихся, повторять : « кончайте шуметь», « успокаивайтесь». Это отрицательно отражается на ходе урока, в таких случаях трудно активизировать внимание учащихся.

Большое значение для установления внимания учащихся в начале урока имеет подготовка всего необходимого для урока ( мела, пособий, карт), чтобы не отвлекать внимания учащихся запоздалыми приготовлениями. Важно так же чтобы учащиеся готовили все необходимое для себя.

В целях эффективности урока нужно, чтобы как можно меньше времени уходило на организацию класса в начале урока. Должна быть проведена предварительно большая работа, чтобы приучить учащихся к быстрому переключению внимания с перемены на урок. Для этого можно повесить часы в классе и расписание звонков, чтобы дети ориентировались, когда закончится перемена. Если дети занимаются в одном кабинете. То они могут с перемены подготовить принадлежности к уроку. Можно назначить дежурных, которые по очереди будут вешать карту, готовить доску к уроку, чтобы не отвлекаться на это на уроке.

2).Организация внимания учащихся во время опроса.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Расчетные задачи по химии
При обучении учащихся решению расчетных химических задач следует помнить, что решение задач — это не самоцель, это средство, способствующее более глубокому пониманию и усвоению химических понятий и в первую очередь количественных. Обычно у учащихся при решени ...

Социально-психологические основы имиджа учителя
Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого направления. ...

Разделы