Развитие словаря в игровой деятельности

Страница 1

1. Дидактические игры и задания по формированию словаря существительных.

Игра «Назвать слово как можно быстрее».

Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется).

Рекомендуются следующие группы слов:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

Игра «Разложи картинки по сходству».

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Детям раздаются картинки:

свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца);

стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево);

бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова).

У каждого ребенка по 2—3 картинки.

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

Игра «Назови лишнее слово».

Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

среди имен существительных:

Кукла, песок, ведро, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.

Зима, апрель, весна, лето, осень.

Мама, подруга, папа, сын, бабушка.

Море, озеро, река, мост, пруд.

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр.

Молоток, топор, ложка, пила, клещи.

Сыр, булка, мороженое, масло, творог.

Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.

Месяц, день, год, небо, час.

Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Град, зима, дождь, снег.

Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?» Например, кнопка:

а) для прикрепления бумаги к доске;

б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

в) провести круг на бумаге;

г) положить на стол и т. д.

В качестве исходных предлагаются следующие слова:

гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговица, карандаш.

Игра «Придумай, о чем может идти речь?»

Например, логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова кот и лист.

Варианты ответов детей:

а) о том, как кот играл с листом;

б) о том, как лист упал на кота;

в) о том, как кота засыпали листьями;

г) о том, как кот искал мышку в куче листьев;

д) о том, как кота щекотали листом;

е) о том, как кота завернули в лист бумаги;

ж) о том, как на листе бумаги нарисовали кота,

и т. д.

Для выполнения аналогичных заданий рекомендуются следующие пары слов:

рак и мост,

таз и коса,

мак и плащ,

школа и сухари,

сок и река,

нос и бусы,

бык и мышь

люк и дыня,

мох и белка,

боб и аист.

Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков).

Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.

Огурец — овощ.

Ромашка — (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород.

Яблоко — (забор, сад, груша).

Часы — время.

Градусник — (кровать, температура, окно).

Машина — мотор.

Лодка — (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть.

Пол — (мебель, доска, ковер).

Молоток — гвоздь.

Нож — (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань.

Дом — (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево.

Булка — (стол, зерно, нож).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Влияние игры на развитие подростка
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, ...

Психофизиологические особенности и особенности субкультуры подростков
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще всего как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точ ...

Разделы