Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика » Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи

Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи.

Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря. Активный словарь – это понимание значения слов и употребление их в речи.

Над этой проблемой работали Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Р.И. Лалаева и др. Методики обследования разработаны Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Г.Р. Шашкиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Работы современных педагогов и психологов раскрывают особенности психофизического развития детей с ОНР.

Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:

- усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;

- обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;

- овладение на этой основе способами моделирования.

Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка.

Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребёнок овладевает уменьшительно- ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие, более сложные по семантике формы.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

На логопедических занятиях дети учатся рассказывать последовательно о воспроизводимых действиях, составлять простые рассказы по следам выполненной серии упражнений. В процессе обучения различным видам рассказов, описаний, проводятся упражнения в сравнении предметов.

Практическое усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространённые предложения, сравнивать, сопоставлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (род, число, падеж).

Необходимо приучать детей повседневно использовать приобретённые речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. Включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи.

Актуальность настоящей темы в том, что у детей с ОНР недостаточно развит активный словарь.

Эти задачи могут решаться только в условиях специальной организации работы логопеда.

Таким образом, проблема данной работы:

Особенности и приёмы коррекционной работы по обогащению лексики у дошкольников с ОНР.

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования – состояние словаря детей 5-6 лет с ОНР.

Предмет исследования – выявление особенностей усвоения лексики и приёмы обогащения словаря детей с ОНР.

Для достижения целей экспериментального исследования нужно решить следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования;

2. Разработать, организовать и провести экспериментальное исследование особенностей лексики у старших дошкольников с ОНР.

3. Проанализировать данные экспериментального исследования:

- анализ литературы;

- наблюдения;

- педагогический эксперимент;

- статистические данные (количественный анализ эксперимента).

Другие статьи:

Растровая графика
Компьютерная индустрия породила сотни новых и необычных терминов, пытаясь объяснить, что такое компьютер и как он работает. Термин растровая графика достаточно очевиден, если усвоить понятия, относящиеся к растровым изображениям. Растровые изображения напомин ...

Двигательная характеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
Методика проведения спортивной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка во ...

Разделы