Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика » Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи

Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи.

Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря. Активный словарь – это понимание значения слов и употребление их в речи.

Над этой проблемой работали Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Р.И. Лалаева и др. Методики обследования разработаны Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Г.Р. Шашкиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Работы современных педагогов и психологов раскрывают особенности психофизического развития детей с ОНР.

Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:

- усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;

- обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;

- овладение на этой основе способами моделирования.

Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка.

Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребёнок овладевает уменьшительно- ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие, более сложные по семантике формы.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

На логопедических занятиях дети учатся рассказывать последовательно о воспроизводимых действиях, составлять простые рассказы по следам выполненной серии упражнений. В процессе обучения различным видам рассказов, описаний, проводятся упражнения в сравнении предметов.

Практическое усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространённые предложения, сравнивать, сопоставлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (род, число, падеж).

Необходимо приучать детей повседневно использовать приобретённые речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. Включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи.

Актуальность настоящей темы в том, что у детей с ОНР недостаточно развит активный словарь.

Эти задачи могут решаться только в условиях специальной организации работы логопеда.

Таким образом, проблема данной работы:

Особенности и приёмы коррекционной работы по обогащению лексики у дошкольников с ОНР.

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования – состояние словаря детей 5-6 лет с ОНР.

Предмет исследования – выявление особенностей усвоения лексики и приёмы обогащения словаря детей с ОНР.

Для достижения целей экспериментального исследования нужно решить следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования;

2. Разработать, организовать и провести экспериментальное исследование особенностей лексики у старших дошкольников с ОНР.

3. Проанализировать данные экспериментального исследования:

- анализ литературы;

- наблюдения;

- педагогический эксперимент;

- статистические данные (количественный анализ эксперимента).

Другие статьи:

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания
Народное декоративно-прикладное искусство выступает средством развития эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства, в различных формах внеклассной работы. Анализ педагогических исследований дает основание рассматривать учебный пре ...

Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Для проверки гипотезы была организована экспериментальная работа, которая проходила на базе ДОУ № 5 . В эксперименте принимали участие воспитатели старших групп, 20 детей в возрасте от 4 лет 11 мес до 5 лет 10 мес , 20 родителей. Состав педагогических участни ...

Разделы