Развитие словаря в игровой деятельности

Страница 3

лопата — предмет, чтобы копать землю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла .

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».

Предлагаются слова — существительные.

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

К данным словам придумать слова-«неприятели».

Предлагается следующий речевой материал:

имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь.

Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:

среди имен существительных:

дом,солдат,боец;

конь, собака, лошадь;

дом, улица, здание.

Придумать слова-«приятели» к данным словам:

здание — (дом),

хворостина — (прут),

печаль — (грусть),

конь — (лошадь),

солдат — (боец),

приятель — (друг).

Придумать предложение с каждым из слов- « приятелей».

Пища — корм — еда;

груз — ноша — багаж;

Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на (что?) .

Синий лед похож на .

Густой туман похож на .

Чистый дождь похож на .

Блестящая на солнце паутина похожа на .

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение).

Земля покрыта снегом, как .

Лед блестит у берега, как .

Туман стелется над озером, как .

Дождинки текут по лицу, как .

Выбрать среди других картинки (или предметы), названия которых звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.

Например: коса (у девочки), коса (орудие труда), коза.

Объяснить значения слов в словосочетаниях:

прозрачный ключ, железный ключ;

острая коса, длинная коса;

меткий лук, зеленый лук;

вкусная овсянка, спящая овсянка;

глубокая норка, пушистая норка;

больная ножка, деревянная ножка;

пухленькая ручка, дверная ручка.

Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

(И. Токмакова)

Много есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Д. Лукич)

Определить, применительно к каким предметам используются слова.

Предлагаются вопросы «у кого?», «у чего?» Например:

ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

язычок — у человека, у ботинка;

ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

Найти в предложениях слова, которые звучат одинаково.

Объяснить значения похожих слов.

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коси, коса!» Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев)

Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С. Косенко)

Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).

Идет кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).

Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).

Отгадать названия животных.

ржет —

мяукает —

блеет — .

мычит — .

хрюкает — .

лает — …

Игра «Отгадай, что это за животные?»

Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает (кто это?) — .

Мяукает, лакает, царапается — .

Хрюкает, роет землю, чавкает — .

Ржет, бегает, скачет — .

Блеет, бодается — .

Мычит, жует, ходит — .

Летает, жужжит, жалит — .

Придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Осень».

приходит (что?) — .

желтеет — .

плывут — .

улетают — .

дует — .

готовятся к зиме — .

вянут — .

моросит — .

опадают — .

мокнет — .

Придумать слова, отвечающие на вопрос «что?», на тему «Овощи и фрукты».

большой (что?) — арбуз

синяя — .

маленькая — .

красная — .

крупный — .

зеленый — .

круглый — .

овальная — .

мелкий — .

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Педагогическое изучение детей с нарушениями в развитии
Диагностика учебных достижений. Отличие тестов достижений от собственно психологических тестов (тесты интеллекта, способностей). Тест общеобразовательных знаний (ТОЗ). Компьютерная диагностика знаний. Мониторинг педагогического процесса. Изучение речевого раз ...

Понятие внимание
Вниманием называется сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах. Оно является важным условием ясности и отчетливости восприятия и понимания человеком предметов и явлений в отношении между ними. Сосредоточенность сознания – качественно ...

Разделы