Особенности словесно-логического мышления студентов

Педагогика » Словесно-логическое мышление успевающих и слабоуспевающих студентов » Особенности словесно-логического мышления студентов

Страница 4

Использование методов и законов формальной и диалектической логики, методов научного мышления позволяет сформировать у студентов научный стиль словесно-логического мышления.

Вооружение студентов системой научных знаний не обеспечивает, да и не может обеспечить «попутного» формирования у них научного стиля словесно-логического мышления. Очевидно, что научный стиль словесно-логического мышления — это такой уровень культуры словесно-логического мышления, на который студенты смогут подняться в результате целенаправленной, систематической, специально организованной работы преподавателей.

Некоторые студенты, не надеясь на механическую память, стремятся выяснить сущность явлений, установить связи между ними, обнаружить причинные зависимости. Однако они плохо усваивают абстрактные категории и отвлеченные понятия. Объясняется это тем, что они имеют конкретный тип мышления, о котором в свое время писала Н.К. Крупская: «Есть два типа мышления: отвлеченное (абстрактное) и образное (конкретное). Абстрактное мышление свойственно, например, философам, известной части математиков, юристам; конкретное — инженерам, изобретателям и другим. Конкретный тип мышления не ниже абстрактного, это только иной тип; человек мыслит не логическими рассуждениями, а живыми образами».

Специфика юности заключается в том, что юноши и девушки превращаются в зрелые личности, обладающие независимостью суждений, внутренней свободой, самостоятельностью словесно-логического мышления, имеющие собственную точку зрения и готовых ее отстаивать. У молодых людей складывается система убеждений, основа мировоззрения личности, у них развивается критическое мышление к мнению других людей, способность к теоретическому мышлению, кроме того, они овладевают диалектическим методом мышления и одновременно логикой решения практических задач. В самом затруднительном положении оказываются те студенты, которые не в состоянии сделать правильный выбор в политике, экономике, самоопределиться в сфере человеческих отношений.

Вместе с тем нужно всегда помнить, что «возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка». Чтобы этого не случилось, важно учить студентов находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, навыки диалектического мышления и способность к теоретическим обобщениям.

Процессы словесно-логического мышления — внутренние размышления студентов, где они действуют с понятиями по законам логики. Это рассуждения или суждения. Суждение — высказывание, содержащее в себе определенную мысль, а рассуждение — цепочка логически связанных друг с другом суждений, логически выстроенная последовательность.

Когда же мы говорим о мышлении словесно-логическом как особом уровне развития мышления студента, то акцент следует делать не на факте абстрагирования, а на его степени. Высшей степенью абстрагирования выступает символизация, которая и должна рассматриваться в качестве главной отличительной черты словесно-логического мышления. Словесно-логическое мышление студентов предполагает опору на понятия, но нельзя не учитывать, что никакая сколь угодно развитая понятийная система в принципе не в состоянии описать все бесконечное разнообразие реального мира. Причин тут как минимум две: одна вытекает из философского принципа неисчерпаемости предмета познания, вторая кроется в специфических особенностях самого понятийного мышления. Обобщенное понятие отличается логической ясностью и четкостью, но именно поэтому оно обычно содержит несравненно меньше информации об объекте, чем образ этого объекта.

Словесно-логическое мышление студентов функционирует на базе языковых средств и символов. Его физиологическую основу обеспечивает вторая сигнальная система и стратегии познавательной деятельности, реализуемые на основе функций левого полушария. Словесно-логическое мышление представляет собой наиболее поздний этап эволюционного и индивидуального развития мышления студентов.

Словесно-логический вид мышления студентов реализуется в абстрактной вербальной форме с помощью логических операций с понятиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории
Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются различные ви ...

Векторная графика
В отличие от растровой графики в векторной графике изображение строится с помощью математических описаний объектов, окружностей и линий. Хотя на первый взгляд это может показаться сложнее, чем использование растровых массивов, но для некоторых видов изображен ...

Разделы