Особенности словесно-логического мышления студентов

Педагогика » Словесно-логическое мышление успевающих и слабоуспевающих студентов » Особенности словесно-логического мышления студентов

Страница 2

В.С. Мухина в своём исследовании возрастных особенностей интеллекта взрослых пришла к выводу, что у взрослых от 18 до 40 лет происходит частая смена подъёмов и спада в развитии мышления. «Спады в мышлении непрерывно сменяются подъёмами примерно через один, два года, но с 26 лет и далее изменения становятся более однонаправленными. До 32 лет происходит постепенный подъём, но с двумя спадами (в 28 лет и 31 год). После 32 лет (точки наивысшего подъёма) уровень мышления постепенно понижается (в 34-35 лет) и поднимается в 39 лет. Так, пики в развитии мышления приходятся на 20 лет, 23 года, 30 лет и 32 года».

В возрасте 18-21 года уровень словесно-логического мышления значительно выше уровня образного и практического. По утверждению В.С. Мухиной, основная функция словесно-логического мышления сводится к переработке и преобразованию получаемой информации, которая осуществляется в три этапа. На первом этапе происходит накопление информации, материал переводится в долговременную память и начинается его первичная мыслительная обработка. На втором этапе происходит преобразование материала на понятийном уровне с помощью абстрагирования и обобщения. Третий этап преобразования происходит на уровне творческого мышления, для которого характерны выдвижение гипотез. В результате возникает подвижность и гибкость взаимосвязей образных, логических и действенных компонентов мышления.

Студенты более успешно выполняют задания на поиски закономерных связей и отношений на наглядном словесном материале. Выделение существенных признаков и на их основе обобщение происходят на более высоком уровне у тех испытуемых, которые систематически связаны с умственным трудом. С возрастом усиливается роль практического мышления.

По мере увеличения общего фонда знаний и возрастания их системности, повышается уровень их абстрагирования и развивается мышление. В тоже время мыслительная деятельность в юношеском возрасте становится более активной и самостоятельной. Они критичнее относятся к тому, что сообщают преподаватели. Критичность студентов во многом способствует глубине анализа оцениваемого объекта и аргументированности их оценочных суждений.

Советский психолог Р.С. Немов, сравнивая юношей с подростками, отмечал у первых значительное развитие теоретической мысли. Юношескому стилю словесно-логического мышления свойственно отвлеченное теоретизирование, создание абстрактных моделей и увлечение философскими построениями. У студентов появляется внутренняя потребность в логическом мышлении. Первокурсники готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они пока еще знают недостаточно. По мнению И.С. Кона, отвлеченные рассуждения даже необходимы и полезны, как и бесконечные «почему?» дошкольника. Абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности потому, что в сфере мысли нет никаких ограничений кроме логических, и поэтому «изобретение, а затем разрушение “универсальных” законов и теорий становится любимейшей умственной игрой».

Конечно, отвлеченно-философская направленность словесно-логического мышления в юношеском возрасте связана не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности.

У студентов обнаруживается способность находить и ставить проблемы, видеть нестандартный подход к уже известным проблемам, появляется умение включать частные проблемы в более общие, родовые. Однако, как справедливо замечает И.С. Кон, если даже все испытуемые со средними умственными способностями обладают гипотетико-дедуктивным мышлением, они «далеко неодинаково применяют эту способность к разным аспектам действительности». Работы советских психологов П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова показали, что существует широкий диапазон индивидуальных различий. Некоторые люди обладают гипотетико-дедуктивным мышлением уже в 10-11 лет, другие не способны к нему и во взрослом состоянии; почти половина взрослых не справляется с задачами, правильное решение которых, по Пиаже, свидетельствует о наличии словесно-логического мышления .

В процессе профессионального онтогенеза у студентов повышается уровень наблюдательности, развивается критичность словесно-логического мышления. Однако, как утверждает С.Е. Пиняева, успехи в профессиональной сфере (например, у студентов заочников в возрасте от 30 — 40 лет) могут привести к развитию и таких проявлений, как преувеличение роли отдельных деталей объекта, чрезмерная подозрительность, всёдозволенность, вынесение поспешных и ложных заключений .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Поведенческие различия стилей педагогического общения
Классификации стилей педагогического общения Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролев ...

Методика обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике
Для лучшего понимания того, как должны проводиться занятия в интегрированных кружках по информатике, сначала рассмотрим возможные формы внеурочной деятельности школьников и определим, что непосредственно можно называть внеурочной деятельностью школьников. Под ...

Разделы