Методические основы развития музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения

Педагогика » Методические основы развития музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения

Для музыканта большое значение имеет музыкальный слух. Не обладая хорошим от природы или хорошо развитым музыкальным слухом, невозможно стать хорошим музыкантом. В системе музыкального образования музыкальный слух занимает особое место. Обязательно на вступительных испытаниях в музыкальную школу проверяют слух ребенка. В дальнейшем его развивают на уроках по специальности, ритмике и музыкально – теоретическим дисциплинах.

Обладая музыкальным слухом, музыкант слышит мелодию, может мысленно услышать её звучание, может интонировать произведение, не обращаясь к инструменту. Обладая хорошим музыкальным слухом, ребенок играет более музыкально, выразительно, свободно.

Актуальность

темы курсовой работы заключается в том, что развитие музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения является важным звеном в формировании будущего музыканта. Если не развивать музыкальный слух на начальном этапе обучения, могут возникнуть проблемы в формировании музыканта-исполнителя на других этапах обучения.

Разработанность

. Данный вопрос, касающийся развития музыкального слуха вообще, разрабатывался давно. О развитии музыкального слуха домриста, к сожалению, ещё нет никаких методических разработок, домристы лишь слегка упоминали о важности музыкального слуха, например, в Школах игры на домре. Данный вопрос нас заинтересовал тем, что многие музыканты – домристы упоминали о важности развития музыкального слуха, но никто еще не разработал методические основы по его развитию, которые в дальнейшем могут быть первым помощником в обучении детей и развитии у них музыкального слуха. Музыкальным слухом обладают все люди, но у некоторых он недостаточно развит. И если его не развивать, то у музыканта на определённом уровне возникает трудности, не решив которые двигаться дальше будет сложно. У учащегося может возникнуть такая проблема, когда он не реагирует на высоту звука, на тембр, нюансировку, интонацию, фразировку.

Вопросы развития музыкального слуха рассматривали многие музыканты, музыковеды, методисты, такие как Л.А. Баренбойм, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов. В своих работах они говорят о важности музыкального слуха. «В истории музыкальной психологии было немало дискуссий относительно того, какова должна быть острота слуха, для того чтобы человек мог стать музыкантом. Американский психолог Сишор считал, что человек может стать музыкантом при пороге различения двух звуков, отстоящих друг от друга на 12 центов (1 цент – одна сотая тона). При пороге различения от 12 до 32 центов человек должен получать лишь общее, но не специальное музыкальное образование. При пороге от 36 до 32 центов человек может получить лишь общее музыкальное образование, а при пороге, равном 70 центам человек не должен иметь никакого отношения к музыке. Однако опыты Б.М. Теплова и других психологов показали, что звуковысотная чувствительность поддается тренировке и в процессе специальных упражнений может быть значительно улучшена. Скрипачи и виолончелисты имеют более острый звуковысотный слух, нежели пианисты и домристы, потому что им постоянно приходится иметь дело с произвольным интонированием мелодии, в то время как пианисты имеют дело с фиксированным строем».

Такие музыканты, как А.Я. Александров, В.П. Круглов, С.Ф. Лукин, В. Чунин немного затрагивают вопросы развитии музыкального слуха домриста. А.Я. Александров в Школе игры на домре, говоря об общих замечаниях при игре упоминает, что: «играя на инструменте, нужно слушать и слышать свои недостатки, постоянно контролировать качество звукоизвлечения». С.Ф. Лукин в своей работе «Уроки мастерства домриста» (часть 1) пишет, что заниматься главными составляющими музыку следует параллельно, разрывать их бессмысленно. К главным составляющим он относит музыкальный слух, музыкальное мышление, ритм. Также он пишет о том, что начинать развивать ребёнка, развивать его слух необходимо ещё до поступления в музыкальную школу. Ребёнка нужно водить в театр, на концерты, представления, спектакли.

Исходя из актуальности и разработанности темы, возникает противоречие

: существует необходимость развития музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения и не достаточная разработанность в методической литературе данного важного вопроса.

Поэтому целью

курсовой работы является разработка методических рекомендаций по развитию музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения.

Объект

– музыкальный слух.

Предмет

– развитие музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения.

Задачи

1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха.

2. Выявить теоретические основы развития музыкального слуха.

3. Разработать методические рекомендации по развитию музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения.

Другие статьи:

Совершенствование коммуникативной культуры преподавателя
Сфера педагогической деятельности, также как и другие области профессионального труда, в эпоху интенсивного развития научно-технической цивилизации стала настолько динамичной, что знания и практические умения преподавателя нуждаются в постоянном пополнении и ...

Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Психологические особенности личности учителя с демократическим педагогическим стилем Наиболее выраженное качество в личности учителя с демократическим стилем общения – это уверенность в себе. Такой педагог уважает себя и своих учеников. Он убежден в собственн ...

Разделы