Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии высшая школа доказана, что использование групповых форм обучения положительно влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. Групповая деятельность – социологический и социально-психологический феномен, продукт общения, который не равняется механической сумме деятельности людей, которые входят в группу. Групповая деятельность имеет такой иерархический ряд видов, которые различают вообще за их целью: коллективная деятельность, общая деятельность, деятельность вместе, одновременная деятельность.
Почти все виды групп имеют за главный признак общую деятельность. Общая деятельность – это такой вид групповой деятельности, в процессе, какого действия ее участников подчиненные общей цели. Общая деятельность – сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе общего достижения общей цели в работе, игре, спорте, обучении, воспитании, руководстве и т.п. Высочайший вид общей деятельности – коллективная деятельность.
Групповая деятельность – это организованная педагогом или самыми участниками система активности индивидов, которые взаимодействуют и направляют ее на создание объектов материальной и духовной культуры
Групповая учебная деятельность студентов, по определению М. Артюшиной, является формой их общей деятельности в составе малых групп, в которой выделяют личностно-групповую, парно-групповую, фронтально групповую та групповую формы.
За характером связи между подгруппами в выполнении учебных задач групповая учебная деятельность распределяется на: кооперативно-параллельный, кооперативно-последовательный, соревновательно-паралельний, соревновательно-последовательный виды. За продолжительностью реализации групповая учебная деятельность делится на локализованную и пролонгированную.
Итак, групповое обучение можно определить как организованный процесс групповой учебной деятельности студентов, объединенных общей учебной целью. Групповое обучение может осуществляться в личностно-групповой, парно-групповой, фронтально групповой та групповой формах.
Метод группового обучения – это взаимное обучение, которое предусматривает, что каждый из тех, кто учится, выступает одновременно учителем для других членов группы, помогает им усвоить те знания и умения, которыми они владеют более успешно, что оказывает содействие выравниванию общего уровня усвоения учебного материала. Взаимное обучение предусматривает общее усвоение теоретического материала, общее обретение умений и привычек, общий контроль добытых знаний и умений. В условиях взаимного обучения студент становится субъектом познавательной деятельности, ее организатором и участником. (В. Корнещук) Взаимное обучение может осуществляться в индивидуальных, парных, групповых и коллективных формах.
Согласно анализу психологической теории деятельности, необходимо, чтобы усвоение системы методических знаний и суммы практических привычек и умений в процессе группового обучения в студенческой группе происходило на равные деятельности. Это обуславливает соблюдение таких ориентиров:
– организовывать обучение таким образом, чтобы добиваться высокого уровня осознания студентами закономерностей и последовательности учебных действий и операций;
– предоставить обучению положительную эмоциональную окраску; развивать и укреплять интерес к учебной деятельности; развивать сознание тех, кто учится, их мышление и речь;
Другие статьи:
Воспитание лидера как психолого-педагогическая проблема
Термин «лидер» имеет англоязычное происхождение. В словаре иностранных слов понятие «лидер» раскрывается как «член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для этой группы ситуациях». Согласно определению философск ...
Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания
Опыт показывает, что именно недостаточная сформированность волевой сферы является наиболее частой причиной нарушения внимания у первоклассников. Психолого-педагогическая коррекция в этом случае определяется принципом целостности и направлена не столько на изм ...