Методические рекомендации по развитию музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения

Педагогика » Методические основы развития музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения » Методические рекомендации по развитию музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения

Страница 1

Как уже упоминалось ранее, музыкальный слух нужно развивать до того как ребенка приводят в музыкальную школу. Необходимо прививать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус ребенка. Этому способствует слушание хорошей музыки, посещение театров и концертов, как следствие всего этого у ребенка появляется представление о музыке, о звуках.

Поскольку музыкальный слух – главное «орудие» музыканта, его развитие не должно ограничиваться занятиями по сольфеджио. Вся музыкальная деятельность в любом виде – слушание музыки, пение, игра на инструменте – все это способствует активному развитию музыкальности и музыкального слуха. Занятия по специальности, хору, музыкальной литературе, сольфеджио все вместе должны выполнять общую и главную задачу – развитие музыкально-творческой личности учащихся.

К сожалению, воспитанию музыкального слуха учащегося инструменталиста домриста недостаточно уделялось внимания. Часто проблемы слухового развития отодвигаются на второй план, при этом уделяется гораздо большее внимание совершенствованию техники ученика путем длительной, автоматизированной пальцевой тренировки.

В процесс обучения игре на инструменте необходимо воспитывать слуха у учащихся, а именно:

1. тщательный слуховой контроль во время исполнения произведения, недопущение механически-моторных форм воспроизведения музыкального материала.

2. в процессе занятий учащийся должен быть поставлен в такие условия, при которых с формированием у него определенных игровых умений и навыков неизбежно и более интенсивно затрагивалась бы его слуховая сфера.

Так как большинство поступающих в музыкальную школу это дети, то и занятия с ними должны проходить в игровой форме, при этом очень важно чтобы ребенок не потерял интерес к занятию музыкой. Первые произведения, которые исполняет ребенок, могут быть представлены нотными сборниками с картинками, например,

К сожалению, иногда занятия по сольфеджио и занятия по специальности проводятся не равномерно, какой-либо из предметов идет вперед, а другой отстает. Развивать все виды слуха необходимо на обоих этих предметах.

Можно попросить детей закрыть глаза во время слушания музыки и потом рассказать, какие образы-ассоциации у них возникли; или дать ребенку творческое задание: нарисовать Мажор и Минор, как они себе их представляют. В данном упражнении используется принцип контраста и принцип синтеза, учитывается развитие образного мышления, тонкости восприятия музыки.

Чтобы развивать звуковысотный слух, необходим определенный перечень упражнений по работе над ним:

· Преподаватель играет определенную ноту на инструменте, а ребенок её воспроизводит голосом, затем количество нот увеличивается.

· Предложить ребенку воспроизвести мелодию на инструменте (хорошо ему знакомую), перед этим преподаватель может её проиграть, после этого попросить сыграть ее же от другой ноты, т.д. Например,

· При изучении какой-либо песенки по специальности ребенок должен петь во время игры и просто петь без инструмента.

· Когда ребенок начинает играть произведения с аккомпанементом, то попросить ученика играть мелодический голос партии фортепиано, а свою партию в это время петь. При игре в ансамбле с педагогом происходит аналогично – преподаватель играет свою партию, а ученик свою поет.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей
Формирование произношения в средних классах протекает в условиях, когда пользование дактильной речью сокращается, что сближает условия устного общения с теми, которые свойственны слышащим детям. Работа над произношением в этот период осуществляется в своеобра ...

Какова роль "товарищеского суда"
Принцип прощения сам по себе не порождается в детском сообществе. Идея справедливости, которая вызревает в кооперации со сверстниками, строится на принципе "око за око". Половина детей от 7 до 10 лет считают, что на удар надо отвечать ударом той же ...

Разделы