В процессе обучения в школе решение учащимися разнообразных задач является одним из основных условий и средств овладения знаниями и умениями, развития умственных способностей и личностных качеств. Методы проблемного обучения открывают учителю иностранного языка широкие возможности, т.к. "их использование отвечает задачам учебного предмета …". При этом основная учитель ставит пред собой цель состоит не в простой передаче суммы знаний, а в формировании навыков и развитии умений. В ходе решения возникшего затруднения активизируются процессы мышления, памяти. "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация… обучение говорению…должно основываться на проблемной ситуации, затрагивать интересы и потребности учащихся".
Основными особенностями проблемных коммуникативных задач являются:
- направленность на общение;
- ориентация на самостоятельное решение в зависимости от уровня проблемности;
- в ходе решения такого рода задач проблема осознаётся, ученики приобретают обобщённые способы получения знаний;
- при решении проблемных задач необходимым условием является активная мыслительная деятельность и т.д.
Мыслительные действия при преодолении проблемных задач имеют продуктивный характер: учащийся ищет отсутствующие у него средства решения задачи в течение целенаправленной поисковой активности в конкретных условиях обучения. Решение проблемной задачи является тем способом, при помощи которого происходит "перевод субъекта от неполного знания к более совершенному и всестороннему и, главное, происходит интенсивное формирование приемов умственной деятельности, его личностное развитие".
Для того, чтобы проблемная коммуникативная задача являлась средством активизации познавательной деятельности учащихся, должен соблюдаться ряд условий:
1. В основе задачи должны лежать те знания и умения, которыми учащийся владеет на данный момент, сюда включатся комплекс фонетических, лексических, грамматических навыков, т.е. обучаемый должен быть понятым собеседником. При этом при выполнении упражнения возможность грамматической рефлексии должна быть минимальна. Выполнение проблемного задания должно "вызывать потребность в усвоенных знаниях". Один из вариантов постановки задачи – её предшествование материалу, подлежащему усвоению.
2. Коммуникативная проблемная задача учитывает интеллектуальное развитие, возраст и интересы учащихся. "Индивидуализация … является основным средством мотивации учебной деятельности, осуществляемой в коллективной, групповой и индивидуальной форме работы". От индивидуальных особенностей зависит также уровень трудности проблемной задачи: проблема должна быть настолько трудной, чтобы учащиеся смогли ее разрешить, но при этом не слишком простой.
При постановке проблемной коммуникативной задачи должна учитываться степень её доступности. Формулировка в знакомых терминах, в знакомых лексических и грамматических конструкциях является также важным условием постановки такого рода задач. Если учащиеся не понимают проблему, то дальнейшая работа над ней бесполезна.
Проблемная коммуникативная задача должна возникать как часть общей работы, быть достаточно приближенной к жизни. При этом "важно создать условия, в которых учащиеся… рассматривают проблемную ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции других участников" [Ермаков 2005:36]. В обучении иностранному языку важно также соблюдать принцип ситуативности. "Речевые единицы, произнесённые или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, ибо не являются значимыми для человека" .
Проблемная коммуникативная задача как частный случай проблемной задачи может перетекать в проблемную речевую ситуацию, которая провоцирует коммуникативное действие, т.к. "в проблемной речевой ситуации неизвестно либо о чём говорить (предмет действия), либо как говорить в данном конкретном случае (способ действия)". Такое случатся в ситуациях, когда необходимо заполнить паузу в ожидании кого-либо, в нестандартной ситуации, при неожиданном вопросе или ответе.
Другие статьи:
Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
Имидж должен обрести собственное существование, стать отдельной ценностью и использоваться при удобном случае. Имидж – это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности. Он не рисунок, не калька, не разработанное в мельчайших ...
Расчетные
задачи по химии
При обучении учащихся решению расчетных химических задач следует помнить, что решение задач — это не самоцель, это средство, способствующее более глубокому пониманию и усвоению химических понятий и в первую очередь количественных. Обычно у учащихся при решени ...