Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках технологии

Педагогика » Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках технологии

Поиск путей эффективной технологической подготовки студентов педвуза и учащихся общеобразовательных учреждений позволил нам выделить в качестве одного из подходов к решению данной проблемы — это моделирование профессиональной подготовки студентов с учетом требований к профессиональной компетентности специалистов, включая учителя технологии и предпринимательства.

Методологический смысл модели определяется системообразующим фактором, позволяющим выделить и актуализировать перспективные связи, реализация которых позволяет рассматривать студента как целостную развивающую личность в ходе освоения технологического образования (приобретение научно-теореческих, технико-технологических знаний, практических умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности). Они являются базой профессиональной подготовки будущих учителей технологии к педагогической деятельности, включая подготовку по профильным курсам технологии. С этой целью нами была спроектирована парадигматическая модель формирования профессиональной компетенции студентов, которая предполагает наличие следующих компонентов: целевого, содержательного процессуального и результативного.

Целевой отражает состав универсальных и ключевых компетенций, которые определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, требованиями к оптимальному содержанию и уровню подготовки выпускников вуза. В качестве содержательного компонента выступают учебные дисциплины, которые направлены на формирование отраслевых компонентов, входящих в профессиональную компетенцию деятельности специалиста, включая компоненты проектной, конструктивной и творческой компетенции по освоению теории и практики профессионального образования с технологическим направлением.

Процессуальный компонент отражает особенности организации процесса формирования профессиональной компетенции, используемые формы, методы и средства обучения. Наряду с развитием у студентов знаний, умений и навыков по каждой дисциплине в отдельности изучение научных идей и закономерностей технологического образования способствует новообразованию соответствующих элементов данной компетенции о способах, методах и приемах обучения учащихся технологиям преобразования энергии и материи, обработки конструкционных, поделочных материалов и информации. Эта деятельность в вузе является показательной и служит образцом студентам для деятельности в качестве будущих учителей технологии в школе. Изучение дисциплины различных циклов одновременно способствует формированию проектных и конструктивных умений как необходимых компонентов профессиональной компетенции. Результативный компонент выявляет уровень сформированности профессиональной компетенции, качественных новообразований у будущих учителей технологии, их готовности к педагогической деятельности с привлечением учебно-методического обеспечения.

Опираясь на работы В. И. Байденко, П.П. Борисова, А.А. Володарской, Е.А. Вториной, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Т.В. Ивановой, Шадрикова, Г.В. Ярочкиной по определению набора компетенций, нами выделены составляющие элементы исследуемой компетенции. Модель формирования профессиональной компетенции реализуется в соответствии с учебным планом базового высшего технолого-педагогического образования, изучение предметов которого призвано обеспечить формирование профессиональной компетенции, включая базовые ее компоненты, при освоении соответствующих блоков учебных дисциплин Госстандарта.

Другие статьи:

Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в основную
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах. Существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются ...

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплек ...

Разделы