Формирование словаря глаголов

Страница 1

Найти лишнее слово среди глаголов.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Бросился, ринулся, накинулся, слушал.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Приехал, прибежал, укатился, приплыл.

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Налил, насорил, вылил.

Подбежал, вошел, подошел.

Объяснение значения слов-глаголов. Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия (например: шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника);

в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспоминать мысленно («про себя»), а на бумаге фиксировать каждое действие схематичным рисунком.

Назвать другие действия, которые входят в состав исходного.

Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Прыгать — разбежаться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, дышать, отдыхать.

Слова – « неприятели».

Продавец продает, а покупатель .

Друзья часто ссорятся, но легко .

Легко заболеть, но трудно .

Воспитатель спрашивает, а дети .

Утром дети приходят в детский сад, а вечером .

Сначала гостей встречают, а потом .

При встрече здороваются, а при расставании .

Вечером ложатся в кровать, а утром .

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть — (раздеть), бросить — (поймать), положить — (убрать), купить — (продать), поднять — (опустить), спрятать — (найти), дать — (взять), налить — (вылить), по размеру: дом и шалаш.

К данным словам придумать слова-«неприятели».

войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залететь, закрывать,

включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить.

Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:

взять, схватить, идти;

думать, ехать, соображать;

торопиться, спешить, ползти;

радоваться, веселиться, наряжаться.

Придумать слова-«приятели» к данным словам:

льется — (течет),

глядеть — (смотреть),

торопиться — (спешить);

Объяснить, чем отличаются слова.

Подобрать картинки к каждому слову.

Шить — вязать, мыть — стирать, лежать — спать, класть — ставить, чистить — подметать, лежать — стоять, строить — чинить, нести — везти, рисовать — раскрашивать.

Особое внимание в этом разделе логопедической работы - формирование валентности глагола.

Добавить одно общее слово к двум словам (с использованием вопросов).

Дерево, цветы — что делают?

Кошка, собака — что делают?

Тарелка, кружка — что делают?

Дождь, снег — что делают?

Фрукты, овощи — что делают?

Дается задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом-глаголом. «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Физические и психические особенности детей младшего школьного возраста
Как пишет Макаренко Л.П., младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была перво ...

Практика устной речи и работы с текстом при использовании индивидуального подхода
В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Она тесно связана с мышлением, со всеми психическими сферами человека как личности. К. Маркс писа ...

Разделы