Влияние семейных взаимоотношений на воспитание детей

Педагогика » Семейное воспитание и семейная педагогика » Влияние семейных взаимоотношений на воспитание детей

Страница 1

На характер семейного воспитания важное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры. "Семейные взаимоотношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения". Они определяют эмоциональное и деловое состояние семьи, ее микроклимат.

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на несколько видов.

Социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, а также родственных отношений между членами семьи.

Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу быта семьи. Они включают ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение обязанностей по дому.

Названные отношения часто называют "базисными", все остальные виды семейных отношений составляют своеобразную "надстройку".

Юридические отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов, отношения между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследственности и усыновления.

Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, нравственных ценностей семьи, нравственного воспитания, создавая фундаментальную основу развития ребенка как человека и гражданина.

Психологические отношения представляют собой сферу психического склада членов семьи и реализуют моменты их совместимости, психологического климата в семье, формирования чувств и межличностных отношений, развития ребенка как личности.

Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и воспитательных функций семьи.

На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов можно определить ее тип и сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.

Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) И.П. Пидкасистый выделяет четыре категорий семей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. Можно сказать, что с точки зрения общества благополучная семья – это та, в которой созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего репродуктивной и воспитательной. Таков естественный и социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья – это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи – это благополучие общества в целом.

Социологи выделяют следующие слагаемые семейного счастья и благополучия: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети, уверенность в прочности брака, интересный досуг в семье, интересная работа, хорошее образование, хорошее положение на работе, хорошие друзья, самостоятельность супругов.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющие определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Асоциальные семьи – те, в которых взаимодействие протекает наиболее сложно и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим нормам. В таких семьях воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии. Часто дети в таких семьях становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

По характеру взаимоотношений и общения между членами семьи, прежде всего родителями, выделяются следующие типы семейных отношений:

· диктат – доминирующая позиция одного из родителей, проявляющая в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и других мерах воздействия на других членов семьи;

· опека – чрезмерное внимание, уделяемое ребенку, ограждение его от трудностей, избавление от лишних требований, забот и волнений;

· мирное сосуществование – позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей;

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Создание педагогических условий формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста
Экологическое образование становится предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и инди ...

Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова – устойчивая система способов, приемов, про ...

Разделы