Роль сказки в развитии творческого воображения

Страница 2

Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместе писать книгу "Авторских сказок". Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать. В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут.

Исследование проводилось в МДОУд/с№259 г.Ижевска с детьми старшей группы.

Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Структуру исследования можно представить в виде следующего плана:

- на основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, были выбраны те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображения старших дошкольников;

- для эксперимента отобрали 10 детей старшей группы;

- следующая основная и объемная часть работы – это подборка игр и упражнений для развития творческого воображения старших дошкольников;

- особое значение имеет следующий этап работы – проведение игр и упражнений с детьми.

"Придумай рассказ" .

Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы.

Ход методики.

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов.

Таблица 1

Признаки

0 баллов

1 балл

2 балла

1. Скорость придумывания рассказа

Ничего не придумал за 1 мин.

На придумывание ушло от 30сек. до 1 мин.

Придумал рассказ не более, чем за 1 мин.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа

Ребенок механически пересказывает то, что когда-то видел или слышал

Ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя

Сюжет полностью Придуман самим Ребенком, необычен и оригинален

Разнообразие образов, используемых в рассказах

Говорится об одном персонаже(событии, вещи), сочень бедными характеристиками

Встречаются два-три персонажа(вещи), и все они характеризуются с разных сторон

Имеются четыре и более персонажа (вещи, события), характеризуемые с разных сторон

Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе

Персонажи (события, вещи и т.п.) только называются и никак не характеризуются

Не только называются, но и еще указываются один или два признака

Объекты, упомянутые в рассказе характеризуются тремя и более признаками

Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе

Рассказ не производит впечатления на слушателя и не сопровождается эмоциями со стороны рассказчика

У рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели эмоционально слабо реагируют на рассказ

Рассказ и его передача рассказчиком эмоциональны и выразительны, а слушатель явно заряжается эмоциями

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Методика рассмотрения основных понятий компьютерной графики
Технология работы с графической информацией Методические рекомендации по изучению темы При изучении темы «Графические редакторы» рассматриваются вопросы: Области применения компьютерной графики. Среда графического редактора (ГР). Режимы работы. Команды работы ...

Основы диагностической деятельности психолога: виды, цели, задачи, основные принципы
Исходя из наиболее общего определения психодиагностики как « .области психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности», уточним область диагностической деятельности п ...

Разделы