Организация и проведение психодиагностики памяти младшего школьника

Педагогика » Ассоциативные жесты при изучении новой лексики на уроках иностранного языка в начальной школе » Организация и проведение психодиагностики памяти младшего школьника

Страница 2

Инструкция в данном случае будет изменена с целью изучения продуктивности «жестового сопровождения». То есть ученик будет слушать слова, делать ассоциативно приемлемые жесты, запоминая их последовательность. При воспроизведении жестов, ученик будет вспоминать иностранные слова.

Коэффициент запоминания можно вычислить по формуле: К = (П- Т) х 100%

Т — количество правильно воспроизведенных слов;

П — общее количество слов, которые предъявлялись.

Чем К меньше, тем уровень запоминания выше.

Сравнительный анализ результатов первичного и повторного исследований показал значительное улучшение качества памяти у всех участников группы. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что, метод «Сопровождения» развивает внимание, улучшает качество памяти. Результаты исследования по запоминанию 20 иностранных слов каждые 2 месяца можно увидеть в таблице № 3 и диаграмме 3 Приложения 1, изменения средних показателей в диаграмме 4, а изменение коэффициента запоминания в диаграмме 5, изменение среднего коэффициента запоминания – в диаграмме 6.

V. Выводы (заключение)

Результатами исследования стали следующие показатели:

1. Уровень запоминания иностранной лексики повысился в среднем на 4,5 слова.

2. Коэффициент запоминания уменьшился в 2 раза.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Познавательные процессы в младшем школьном возрасте тесно связаны с физиологическими. Активизация их напрямую связана с активизацией всех видов деятельности (движением тела, рук, мимикой).

2. Память младших школьников сначала преобладает как непроизвольная, а потом сопровождается ростом волевых усилий, то есть, становится произвольной.

3. Метод «жестовой помощи» (метод «Сопровождение») эффективен при использовании жестов и движений в процессе запоминания и воспроизведения иностранной лексики. Использование метода логично именно в младшей школе.

4. Метод «Сопровождения» можно использовать на различных этапах урока и на различном материале (например, при запоминании личных окончаний глаголов и при введении новой лексики).

Рекомендации: метод «Сопровождения» следует использовать

- на этапе введения новых лексических единиц (слов), опираясь преимущественно на непроизвольное запоминание;

- для смысловой логической связь запоминаемого материала;

- как один из способов восприятия лексики (наряду с такими способами, как восприятие графического написания слова, повторение лексики вслух, аудирование лексики, схематичное изображение);

- при постоянном использовании выученной лексики, путем ассоциативных «подсказок» жестами;

- как часть здоровьесберегающих методик;

- как элемент техники развития межполушарного «содружества» мозга ученика.

Дальнейшие исследования предполагают изучение эффективности метода «Сопровождения» на уроках русского языка при запоминании правил орфографии и пунктуации.

Таблица №2 Протокол занятия

Фамилия, имя Ангелина Ч. Возраст 10 лет. Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

4

5

6

1

Мед

+

+

+

2

Лес

+

+

+

+

3

Дом

+

+

+

+

+

+

4

Окно

+

+

+

+

+

5

Кот

+

+

+

+

+

6

Хлеб

+

+

+

7

Вода

+

+

+

+

+

8

Брат

+

+

+

9

Стол

+

+

+

+

+

10

Гриб

+

+

+

+

Общее количество воспроизведенных слов

4

6

8

9

8

8

Фамилия, имя Даша М. Возраст 10 лет. Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

4

5

6

1

Мед

+

+

+

+

+

2

Лес

+

+

+

+

+

3

Дом

+

+

+

+

+

4

Окно

+

+

+

+

+

+

5

Кот

+

+

+

+

+

+

6

Хлеб

+

+

+

+

7

Вода

+

+

+

+

+

+

8

Брат

+

+

+

+

+

9

Стол

+

+

+

+

+

+

10

Гриб

+

+

+

+

Общее количество воспроизведенных слов

6

8

8

10

10

10

Фамилия, имя Семен Ш. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

4

5

6

1

Мед

+

+

+

+

+

+

2

Лес

+

+

+

+

+

+

3

Дом

+

+

+

+

+

+

4

Окно

+

+

+

+

+

5

Кот

+

+

+

+

6

Хлеб

+

+

+

+

7

Вода

+

+

+

+

+

8

Брат

+

+

+

+

+

9

Стол

+

+

+

10

Гриб

+

+

+

+

Общее количество воспроизведенных слов

6

7

10

8

8

9

Фамилия, имя Кристина Б. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

4

5

6

1

Мед

+

+

+

+

+

+

2

Лес

+

+

+

+

3

Дом

+

4

Окно

+

+

+

+

+

5

Кот

+

+

+

+

+

6

Хлеб

+

+

+

7

Вода

+

+

+

+

+

8

Брат

+

+

+

+

+

+

9

Стол

+

+

+

+

+

+

10

Гриб

+

+

+

Общее количество воспроизведенных слов

6

6

7

9

9

7

Фамилия, имя Андрей П. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

4

5

6

1

Мед

+

+

+

+

2

Лес

+

+

+

+

3

Дом

+

+

+

+

+

4

Окно

+

+

+

+

5

Кот

+

+

+

+

6

Хлеб

+

+

+

+

+

7

Вода

+

+

+

+

+

8

Брат

+

+

+

+

+

+

9

Стол

+

+

+

+

+

+

10

Гриб

+

+

+

+

Общее количество воспроизведенных слов

5

8

8

9

10

7

Фамилия, имя Вероника Ш. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

4

5

6

1

Мед

+

+

+

+

+

2

Лес

+

+

+

+

+

+

3

Дом

+

+

+

4

Окно

+

+

+

+

+

+

5

Кот

+

+

+

+

+

6

Хлеб

+

+

+

+

+

+

7

Вода

+

+

+

+

+

8

Брат

+

+

+

+

9

Стол

+

+

+

+

10

Гриб

+

+

+

+

+

Общее количество воспроизведенных слов

5

7

9

10

10

8

Фамилия, имя Женя Л. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

4

5

6

1

Мед

+

+

+

2

Лес

+

+

+

+

3

Дом

+

+

+

+

+

+

4

Окно

+

+

+

+

+

+

5

Кот

+

+

+

+

+

+

6

Хлеб

+

+

+

+

+

+

7

Вода

+

+

+

+

+

8

Брат

+

+

+

9

Стол

+

+

+

+

+

10

Гриб

Общее количество воспроизведенных слов

4

7

9

9

8

7

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Результаты исследования долговременной памяти учащихся 4 класса немецкой группы

Таблица №3

Воспроизведено из 20 слов

20октября 2012

К

28декабря 2012

К

Рост

1

Кристина

6

1400

11

900

5

2

Даша

12

800

14

600

2

3

Андрей

12

800

17

300

5

4

Ангелина

14

600

20

0

6

5

Вероника

12

800

17

300

5

6

Степа

13

700

19

100

6

7

Женя

7

1300

10

1000

3

В среднем

10,9

914

15,4

457

К -457 4,5

Диаграмма 3

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха
Для музыки, музыкального искусства слух имеет главенствующее значение, так как само музыкальное искусство строится на принципах слухового восприятия и обращено именно к нему. «Музыкальный слух предполагает именно специфические способности человека по восприят ...

Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»
В ходе создания модели мы исходили из положения, что любая система состоит из взаимосвязанных компонентов, способна к развитию и функционирует во взаимосвязи с окружающей ее средой. При конструировании модели предполагалось. Изучение основ экологического и ге ...

Разделы