Организация и проведение психодиагностики памяти младшего школьника

Педагогика » Ассоциативные жесты при изучении новой лексики на уроках иностранного языка в начальной школе » Организация и проведение психодиагностики памяти младшего школьника

Страница 1

1. Организация психодиагностической работы

Исследовательская работа будет состоять из 3 этапов: 1. организация психодиагностики; 2. проведение психодиагностической работы по определению качества памяти учеников; 3. исследование эффективности метода «Сопровождения» путем подсчета выученных слов.

Основной целью психодиагностической работы является определение у учащихся уровня развития долговременной и кратковременной памяти.

Для этого необходимо: 1) Провести консультационную работу с классным руководителем, собрать педагогическую информацию об учащихся с помощью заполнения психолого-педагогического паспорта группы учащихся.

2) Создать систему и исследовать особенности долговременной и кратковременной памяти учащихся 4 класса, изучающих немецкий язык.

Прежде чем приступить к индивидуальной психодиагностической работе с учащимися 4 класса, была проведена консультационная работа с классными руководителями, разъяснены цели и задачи планируемой работы с учащимися. Также им было предложено заполнить психолого–педагогичесий паспорт группы (см. Приложение 1: таблица №1) и дать характеристику учащихся, для того, чтобы иметь более полное представление о личности учащегося, динамике учебного процесса, учебных трудностях и т.д.

2. Проведение психодиагностической работы

Далее была проведена индивидуальная психодиагностическая работа с учащимися. Экспериментальное исследование включало в себя методику А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» для исследования памяти школьника, а также тест «Пиктограмма», но измененный. Изменением является то, что ученик не записывает слова, а совершает жестикуляцию или движение при назывании слов, а потом воспроизводит их при помощи собственной «немой» жестикуляции (диктует себе путем вспоминания движений).

Методика «Заучивание 10 слов» имеет цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Инструкция такова: надо прослушаешь слова, потом повторить в любом порядке. Слова зачитываются четко, не спеша. Зачитывание повторяется до 10 раз. При этом следует соблюдать временной интервал между ними в 1 секунду. После предъявления материала ребенка просят повторить те слова, которые он запомнил в любом порядке. Обычно 7-8 слов, 5-6 – это средний уровень, а 4 и меньше – низкий уровень развития непроизвольной памяти.

Далее делается перерыв в 1 час и, не называя слов, малыша просят вспомнить все слова – это показатель долговременной слуховой памяти. Долговременная память считается хорошей, если ученик припомнил 7-8 слов. Данные развития кратковременной и показатели долговременной памяти учащихся группы представлены в Приложении 1 в диаграммах 1 и 2.

На диаграмме видно, что количество учащихся 4 класса немецкой группы, имеющих уровень развития долговременной памяти, выше среднего - составляет 71,5 % от общего количества учащихся класса.

Количество учащихся, имеющих уровень развития долговременной памяти в пределах нормы – 28,5% от общего количества учащихся класса.

Учащихся, имеющих уровень развития долговременной памяти ниже нормы, нет.

(Протокола исследования уровня развития памяти и полученные учащимися результаты диагностики прилагаются (см. Приложение 1: таблица №2)).

Метод «Пиктограмма», основанный на идее Л.С. Выготского об опосредованной природе запоминания, был впервые предложен А.Р.Лурия. С этой целью испытуемыми предлагалось определенное количество слов и выражений, которое помогло бы вспомнить соответствующее слово. Таким образом, испытуемый должен был «пиктографически» (пиктография — рисуночное письмо) записать ряд достаточно сложных понятий, прямое изображение которых затруднено либо невозможно.

Методика исследования: Экспериментатор дает испытуемому лист бумаги и карандаш и произносит текст инструкции: «Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить соответствующее слово».

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством
Формирующий эксперимент исследования проводился с сентября по декабрь 2008г. на базе Рудничного детского дома для умственно отсталых детей. Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной. Цель подготовительного этого этапа - сформирова ...

Возрастные особенности личности младшего школьника
В нашей исследовательской работе мы рассмотрим развитие младших школьников в целом и специфику проявления их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Подласый И.П. считает, что к 6 годам ребёнок в основном готов к систематическому школьному обучени ...

Разделы