Оценка учебных достижений учащихся при обучении математике

Педагогика » Система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе » Оценка учебных достижений учащихся при обучении математике

Страница 1

При выборе форм и методов проверки успеваемости обучаемых принципиальное значение имеет достижение ими образовательного минимума содержания образования по математике. Письменный контроль позволяет более активно проверить знания учащихся, чем устный, поэтому использую несколько видов организации письменного контроля, придерживаясь общих требований к контролю и оценке знаний и развития учеников: контроль:

1. контроль и оценка состояния подготовки по математике должны быть ориентированы на достижение всеми учащимися обязательных результатов обучения;

2. контроль и оценка знаний должны проводиться не только по количественным (объём усвоенных знаний, сформированность умений и навыков), но и по качественным показателям (сознательность, глубина, прочность, действенность усвоенных знаний и навыков);

3. контроль и оценка фактических знаний должны сочетаться с контролем и оценкой состояния обученности, обучаемости и развития учащихся;

4. содержание контроля и оценки должно отражать принятый уровневый подход, и ученик должен иметь право выбора обучения и контроля;

5. результаты контроля должны достоверно отражать реальную картину.

Следующие формы проверки и контроль знаний учащихся стимулируют творческие способности, стремление к самостоятельному поиску, формируют интеллектуальные качества:

- письменная контрольная работа (дифференцированная, рейтинговая);

- тестовые работы;

- тематические зачёты;

- математические диктанты.

Контроль можно проводить в таких формах:

1. Самостоятельные работы: кратковременные 10-15 минут (проверка знания формул, определений; математические диктанты); на весь урок (решение задач); занимательного характера (решение кроссвордов, отгадка ребусов, охватывающих тему).

2. Контрольные работы: по темам; за четверть; итоговые.

3. Зачёты: индивидуальные, командные, парные; устные или письменные; по теории (в старших классах); по решению задач; тестовые; занимательные или с элементами занимательности; в форме семинара.

При проведении зачётов нужно применять дифференцированный подход к учащимся.

Для каждой формы работы подбираются задания трёх уровней:

1 уровень - на понимание математических понятий, воспроизведение формул и формулировок.

2 уровень - на применение типовых заданий в нетиповой, но знакомой ситуации.

3 уровень – применение типовых заданий в нестандартной и незнакомой ситуации.

Задания 1 уровня должны выявить: умение воспроизводить учебную информацию и умения решать типовые задачи по типовым формулам.

Задания 2 уровня должны выявить: способность ученика воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию и применять усвоенные типовые способы действия в нетипичной, но знакомой ситуации. Поэтому предлагаются задания, где необходимо предварительное преобразование условия задачи, уточнение ситуации задачи или приспособление методов решения уже известных алгоритмов к ситуации данной задачи.

Задания 3 уровня должны выявить: творческий уровень усвоения, возможности переноса типовых заданий в совершенно новую «задачную» ситуацию, вывод новых формул, незнакомых ученику. Но такие задачи можно предлагать только во время текущего контроля. А на итоговом контроле ограничиться заданиями, в которых субъективная новизна проявляется не в новой для ученика деятельности, а в новом, ранее не встречавшемся сочетании типовых задач и в новом сочетании известных объектов в задаче.

Фиксация результатов контроля – конечная цель диагностики

Результатом контроля является определение успешности учащихся в предметной подготовке как в групповом. Так и на индивидуальном уровне. Индивидуальная оценка позволяет сравнить успешность ученика со средне-групповыми результатами, определить динамику его успешности. Контроль, проводимый по нескольким направлениям, позволяет не только зафиксировать результаты в виде оценок, но и содержательно оценить успешность учеников по этим направлениям.

Два первых направления (выявление объёма освоенного содержания предмета (стандарта) и выявление уровня освоения содержания предмета) представлены во всех контрольных работах. Два других направления могут быть представлены в зависимости от обозначенных целей контроля. Определение качества предметных достижений учащихся по двум ведущим критериям осуществляется интегрировано.

Таблица оценки успешности ученика по двум критериям: по освоенности содержания предмета (на базовом уровне) и по уровням выполнения заданий.

По освоенности содержания предмета

По уровням выполнения заданий

Не имеют базовой подготовки, не выполняют задания базового уровня (1).

Имеют базовую подготовку, но не выполняют задания базового уровня.

Не имеют базовой подготовки, но выполняют задания базового уровня

Имеют базовую подготовку и выполняют задания базового уровня (2).

Не имеют базовой подготовки, но выполняют задания повышенного уровня (2).

Имеют базовую подготовку и выполняют задания повышенного уровня (3).

Не имеют базовой подготовки, но выполняют задания высокого уровня.

Имеют базовую подготовку и выполняют задания высокого уровня (4).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Спиридон Соболь
Спиридон Соболь родом из Могилева, переводил книги с украинского, латинского, польского на белорусский язык. Первоначально печатал книги в Киево-Печерской лавре, затем основал типографию на территории Беларуси в Кутеинском монастыре под Оршей, в которой в 163 ...

Возрастные особенности формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста
Эколого-ориентированное мировоззрение - личностное образование, с одной стороны представляющее собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности при ...

Разделы