Выявление словарного запаса детей с общим недоразвитием речи

Педагогика » Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи » Выявление словарного запаса детей с общим недоразвитием речи

Страница 1

В процессе общего и речевого развития ребёнка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребёнок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения и отвлечения в содержании усваиваемых им слов.

В целях правильной оценки отклонений речевого развития ребёнка и определения наиболее рациональных и дифференцированных путей коррекции необходимо знать уровень сформированности лексических и грамматических средств. Чтобы определить его, проводится специальное обследование.

Первичные наблюдения за речью детей позволяют в той или иной мере судить о состоянии лексических и грамматических средств языка, которые ребёнок использует в общении.

Чтобы правильно понять и оценить уровень речевого развития дошкольника, предлагается использовать «Схему системного развития нормальной детской речи», составленную по материалам А.Н. Гвоздева, в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным языком. Для этого предлагается соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

В методике обследования речи у детей, написанной Л.Ф. Спировой и А.В. Ястребовой предлагаются приёмы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения и детей, владеющих вербальными средствами общения.

В первом случае из предварительной беседы с родителями нередко выясняется, что ребёнок не умеет пользоваться словесными формами общения и отвечает на вопрос взрослого мимикой, жестом, действием или лепетными словами. В этом случае возникает ряд сложных методических задач: важно вызвать и поддержать у ребёнка в процессе обследования эмоционально положительное состояние. Желательно, чтобы выявление лексических средств языка, которыми владеет ребёнок, проводилось в игровой форме.

Если обнаружится, что ребёнку доступно использование элементарных речевых средств, то при дальнейшем обследовании применяется приём показа отдельных игрушек, действий с ними и одновременного побуждения ребёнка к их называнию. Затем материалом обследования становятся яркие картинки с изображением предметов и действий.

В ходе обследования важно фиксировать:

- называет ли ребёнок игрушку или предмет, изображённый на картинке и действие с ним, и если называет, то, произносит ли вместо слова отдельные звуки (поезд - у-у-у); отдельные звукосочетания (пить - пи); лепетные слова (вода - ада); звукоподражания и сосуществуют ли они одновременно с общеупотребительными словами;

- умеет ли ребёнок подражать звуком и звукокомплексом, может ли воспроизводить из названных слов один слог, два слога или целиком слово;

- использует ли ребёнок имеющиеся у него звуковые средства в ответ на побуждение или делает это по собственной инициативе.

Нужно также выявить, ориентируется ли ребёнок на внешние ситуативные признаки при назывании предмета, действия или употребляемые им звукокомплексы имеют уже устойчивое значение и обобщающий характер.

В тех случаях, когда в процессе предварительного обследования выявляется, что ребёнок так или иначе владеет лексическими средствами языка, возникает необходимость определить степень их сформированности и установить соответствие их возрастным нормам.

1. Наиболее простым приёмом является называние предметов, действий, качества по специально подобранным картинкам. Это позволяет выявить возможности ребёнка соотносить предметное изображение с соответствующим ему словом. Так выявляется знание ребёнком конкретной лексики.

2. Для обследования значения слов, имеющих абстрактное значение, универсальным является приём подбора синонимов, антонимов, родственных слов. Для этого называют соответствующие слова, а ребёнку даётся инструкция подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу. Этот приём позволяет выявить способность ребёнка ориентироваться в словах одного семантического поля.

Учитывая особенности и своеобразие развития лексического запаса у детей, имеющих ОНР, в процессе обследования выявляют также наличие общих категориальных названий.

Достоверная оценка данных обследования словарного запаса ребёнка может быть выведена лишь путём сопоставления результатов, полученных в процессе использования различных приёмов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Понятие «контекст» и «контекстное обучение» как смыслообразующие категории
Для определения понятия «контекстное обучение» рассмотрим вначале значения термина «контекст». Согласно «Новейшему философскому словарю», контекст (лат. contextus - соединение, тесная связь) представляет собой квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом сист ...

Причины проявления агрессивности и индивидуальные особенности агрессивных дошкольников
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на пе ...

Разделы