Роль учебников «Русский язык» в познавательной деятельности первоклассников

Педагогика » Реализация языковых творческих возможностей учащихся на уроках русского языка в первом классе » Роль учебников «Русский язык» в познавательной деятельности первоклассников

Страница 2

Теоретические сведения представлены в учебниках в виде ответов на вопросы. Данный прием создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности и систематизации знаний.

Вопросы в учебнике обозначены значком и напечатаны жирным шрифтом в определенной последовательности и взаимосвязи. Использование в учебниках совокупности вопросов в пределах темы и в пределах более крупных объединений, как убеждает практика, представляет собой одно из наиболее эффективных проявлений развивающих возможностей авторских учебников.

В учебниках вопросы или задания, стимулирующие познавательную деятельность, располагаются в начале темы, в ее заключительной части, в начале или конце раздела.

Это зависит от их назначения, целевой установки, которую решает автор, включая в учебник познавательный матери ал (сведения, правила, таблицы).

Если вопрос предназначен для того, чтобы создать благоприятные условия для самостоятельного усвоения учащимися нового понятия, то он, естественно, стоит в начале темы и направляет внимание на существенные признаки этого понятия, его функцию в речи.

Вопросы в конце темы чаще всего предназначены для сопоставления изучаемого явления с другим, в каком-либо соотношении с ним сходным или противоположным, а также для обобщения в целом знаний в структуре темы. Вопросы носят развивающий характер и требуют как аналитических, так и синтетических умений.

Коммуникативная направленность обучения языку выступает в качестве основополагающего условия при определении содержания учебников «Русский язык», а также системы заданий и в целом всего методического аппарата учебных книг.

Язык осознается школьниками как важнейшее средство речевого общения (устного и письменного). Только при данном условии обучение языку окажется развивающим.

Безусловно, каждый из принципов нуждается в специальном углубленном рассмотрении. Это находит претворение в настоящее время в последних изданиях авторских учебников «Русский язык» (I-IV классы), рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в рабочих «Тетрадях для упражнений по русскому языку и речи», в справочнике «Русский язык в начальной школе» («Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для I-IV классов»), в книгах для учителей начальной школы и в методических пособиях для студентов.

На уроках русского языка в первом классе значительное место отводится текстам упражнений. В них ярко проявляется функциональная роль изучаемой языковой категории, точнее понимается ее своеобразие и назначение. Текст - это образец правильной, красивой речи. Текстовые упражнения находят широкое применение в методике обучения средствами субъективизации.

Под субъективизацией понимается качественно новый уровень вовлеченности школьника в планирование и осуществление учебного процесса. В практическом плане это означает, что ученику передается часть функций учителя. Учащийся с той или иной долей самостоятельности на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его дидактическую цель, принимает активное участие в изучении нового учебного материала: формирует определение новой языковой категории, орфографического или пунктуационного правила; предопределяет и озвучивает тему минутки чистописания, словарно-орфографической работы, составляет задания к выполняемым на уроке упражнениям.

Деятельность школьника с первых дней обучения становится предельно осознанной, актинией, очень увлекательной, направленной на развитие важнейших качеств его интеллекта. В соответствии с принципами данной методики во время работы с текстовыми упражнениями требуется соблюдение ряда условий.

Во-первых, тексты должны иметь воспитывающее - познавательный характер. Это позволяет воздействовать на нравственно-этические качества учащихся, совершенствовать их знания об окружающем мире, поддерживать интерес к русскому языку.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Программа тренинга была разработана специально для учащихся 4-х классов. Так как именно в этих классах педагоги отмечают наиболее конфликтные отношения между детьми, и намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям кл ...

Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста
Особенностями детей младшего школьного возраста являются любознательность, богатая фантазия, неусидчивость, обостренное восприятие окружающего мира. Основная проблема, связанная с возрастом - адаптация к новым условиям, переход ребенка из детского сада в школ ...

Разделы