Роль учебников «Русский язык» в познавательной деятельности первоклассников

Педагогика » Реализация языковых творческих возможностей учащихся на уроках русского языка в первом классе » Роль учебников «Русский язык» в познавательной деятельности первоклассников

Страница 2

Теоретические сведения представлены в учебниках в виде ответов на вопросы. Данный прием создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности и систематизации знаний.

Вопросы в учебнике обозначены значком и напечатаны жирным шрифтом в определенной последовательности и взаимосвязи. Использование в учебниках совокупности вопросов в пределах темы и в пределах более крупных объединений, как убеждает практика, представляет собой одно из наиболее эффективных проявлений развивающих возможностей авторских учебников.

В учебниках вопросы или задания, стимулирующие познавательную деятельность, располагаются в начале темы, в ее заключительной части, в начале или конце раздела.

Это зависит от их назначения, целевой установки, которую решает автор, включая в учебник познавательный матери ал (сведения, правила, таблицы).

Если вопрос предназначен для того, чтобы создать благоприятные условия для самостоятельного усвоения учащимися нового понятия, то он, естественно, стоит в начале темы и направляет внимание на существенные признаки этого понятия, его функцию в речи.

Вопросы в конце темы чаще всего предназначены для сопоставления изучаемого явления с другим, в каком-либо соотношении с ним сходным или противоположным, а также для обобщения в целом знаний в структуре темы. Вопросы носят развивающий характер и требуют как аналитических, так и синтетических умений.

Коммуникативная направленность обучения языку выступает в качестве основополагающего условия при определении содержания учебников «Русский язык», а также системы заданий и в целом всего методического аппарата учебных книг.

Язык осознается школьниками как важнейшее средство речевого общения (устного и письменного). Только при данном условии обучение языку окажется развивающим.

Безусловно, каждый из принципов нуждается в специальном углубленном рассмотрении. Это находит претворение в настоящее время в последних изданиях авторских учебников «Русский язык» (I-IV классы), рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в рабочих «Тетрадях для упражнений по русскому языку и речи», в справочнике «Русский язык в начальной школе» («Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для I-IV классов»), в книгах для учителей начальной школы и в методических пособиях для студентов.

На уроках русского языка в первом классе значительное место отводится текстам упражнений. В них ярко проявляется функциональная роль изучаемой языковой категории, точнее понимается ее своеобразие и назначение. Текст - это образец правильной, красивой речи. Текстовые упражнения находят широкое применение в методике обучения средствами субъективизации.

Под субъективизацией понимается качественно новый уровень вовлеченности школьника в планирование и осуществление учебного процесса. В практическом плане это означает, что ученику передается часть функций учителя. Учащийся с той или иной долей самостоятельности на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его дидактическую цель, принимает активное участие в изучении нового учебного материала: формирует определение новой языковой категории, орфографического или пунктуационного правила; предопределяет и озвучивает тему минутки чистописания, словарно-орфографической работы, составляет задания к выполняемым на уроке упражнениям.

Деятельность школьника с первых дней обучения становится предельно осознанной, актинией, очень увлекательной, направленной на развитие важнейших качеств его интеллекта. В соответствии с принципами данной методики во время работы с текстовыми упражнениями требуется соблюдение ряда условий.

Во-первых, тексты должны иметь воспитывающее - познавательный характер. Это позволяет воздействовать на нравственно-этические качества учащихся, совершенствовать их знания об окружающем мире, поддерживать интерес к русскому языку.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Метод индивидуального руководства чтением и его формы
В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение ...

Память как высшая психическая функция человека
В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (от греч. слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки” (П.П.Блонск ...

Разделы