Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников

Страница 2

Ботанические - раскрывают широкую проблему «Человек и мир растений». экскурсия экологический образование

В зоологических экскурсиях раскрывается проблема «Человек в мире животных».

Геологические экскурсии посвящены строению земной коры. Их маршрут лежит по равнинам и горам, по старым руслам рек и по дну древних морей.

Экскурсии к уникальным памятникам природы могут быть организованы в природный заповедник или заказник.

Заповедник - это участок земли или водной поверхности, на которой имеются природные объекты особой научной или культурной ценности. Главным направлением их деятельности является: сохранение редких и ценных видов растительного, животного мира и объектов неживой природы; содержание в неприкосновенности участков природы, содействие размножению редких и вымирающих, а так же важных для человека видов; комплексное стационарное изучение природы.

Заказники - это лесные или водные угодья, находящиеся под охраной государства в цель увеличения численности охотничьих и промысловатых зверей, птиц, рыб. В заказчиках запрещены охота, рыболовство, вырубка лесов на ограниченный срок.

По месту проведения, различаются экскурсии - городские, загородные, производственные и музейные. Городская - предусматривает показ всего города или одной из его частей. Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические.

В зависимости от места проведения природоведческие тематические экскурсии могут быть городскими, музейными, загородными. Например, ботаническая экскурсия «По садам и паркам города», является городской, а экскурсия «В гости к зеленому другу» (в лес) или «Зеленая аптека» - загородной.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходными и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии - в подавляющем большинстве автобусные.

Деления экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации, создает основу для деятельности.

По особенностям организации познавательной деятельности учащихся: экскурсии делятся на иллюстративные и исследовательские.

Экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы.

Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся. Подготовка начинается с составления тематического и годового плана, где определяются время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам и имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить ориентировочный план. После этого он знакомиться с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их описание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Психолого-педагогические особенности возраста
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная во ...

Формирование у младших школьников психологической готовности к обучению в основной школе
Формирование психологической готовности учащихся к обучению на второй ступени общего образования предполагает применение системы психолого-педагогических мер, обусловленных спецификой данного переходного периода. Психологическую подготовку учащихся к переходу ...

Разделы