Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников

Страница 3

Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, преподаватель определяет содержание и составляет конспект экскурсии. Кроме того, необходимо определить, какую конкретную работу учащиеся будут выполнять на экскурсии, и составить карточки-задания для организации их самостоятельной работы. При составлении конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, то есть окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.

Для успешного проведения экскурсии необходимо предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение. Некоторые предметы необходимы каждому экскурсанту, часть снаряжения выдают небольшим группам учащихся, а часть может быть взята на весь класс. Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для каждой экскурсии определяется тематикой и характером задания.

Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины. Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы и продиктовать им списки нужных для экскурсии пособий. Общие задания необходимо сообщить всей группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.

Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочетов, которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим педагогам следует помнить о некоторых правилах. Основное требование – организовать активную работу экскурсантов, но не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и пр.

Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают сразу же после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформления результатов. Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно узнать название того или иного предмета – это совершенно естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о конкретном объекте. Но, как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более восьми – десяти объектов. Задача экскурсии – вскрыть те связи и взаимоотношения, которые наблюдаются в природе. Это цель отнюдь не достигается нагружением памяти терминологией. Давать названия необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они «не засоряли» память и не утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать что-либо из научно-популярной и художественной литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки студентов иностранного факультета педагогических университетов
Становление личности специалиста в контекстном обучении осуществляется за счёт целостности, системной организованности и приобретения личностного смысла усеваемым знаниям, умениям, навыкам. Переживание значимости содержания и методов учебного процесса являетс ...

Современные научные представления о дизартрии
Дизартрия - это расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное органическими поражениями двигательных отделов центральной нервной системы. Дизартрия может быть врождённого и приобретённого характера. У детей дизартрия, как правило, обусловле ...

Разделы