Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников

Страница 7

Экскурсии в лес интересны и полезны для здоровья человека в любое время года. Поэтому рекомендуется разрабатывать экскурсии в лес по временам года: весенние, летние, осенние и зимние.

Умелая иллюстрация явлений природы, наблюдаемых во время экскурсий, отрывки литературных произведений служат хорошим дополнением к основному материалу.

Особенность методики показа объекта природы состоит в том, что источником знаний, информации здесь является сам объект, а не события происшедшие на его месте. Объекты живой и неживой природы постоянно находятся в движении, во взаимосвязи с явлениями природы. Например, ярко освещенный лес становится темным и хмурым, от набежавшей тучи. При показе объектов природы широко применяются методический прием сравнения (по сходству, контрасту, отличию, высоте, длине, глубине, объему, величине, окраске). Экскурсовод (учитель) заранее придумывает, в каких случаях и какие объекты можно сравнить по сходству, какие - по контрасту.

Широко используется в природоведческих экскурсиях методический прием зрительной реконструкции.

Наблюдая цветущие весенние степи, нарисовать в своем воображении выжженную солнцем безводную степь; на экскурсиях в лесу, показывая остатки сгоревшего леса, представить будущий пожар в этом еще недавно величественном, зеленом, по-летнему шумном лесе. Этот методический прием вызывает сильные эмоции, делает ученика как бы соучастником воспроизводимых воображением картин.

В природоведческих экскурсиях есть экскурсионные объекты, которые можно только наблюдать, - это явления природы (восход солнца, шторм на море, туман, образование облаков, радуга, звезды и т.д.), жизнь и повадки зверей, птиц, рыб, пресмыкающихся, насекомых в естественной среде обитания.

Организуя наблюдения, учитель руководит этим процессом. Наблюдения в природоведческой экскурсии проводятся на основе принципов дидактики педагогики. Наблюдения в процессе экскурсии планомерны - продумана и организована определенная система, последовательность наблюдений; избирательны - отобраны лишь необходимые объекты; целеустремленные - носят познавательный характер; сознательные - восприятие активное. Этими положениями руководствуются экскурсоводы при организации наблюдений. Наблюдения ведут к выводам.

При проведении природоведческих экскурсий рекомендуется организовать фенологические наблюдения. Ученикам показывают, как растения и животные реагируют на сезонные изменения, подчеркивают взаимосвязь времен года.

В природоведческих экскурсиях не все предметы, процессы и явления природы можно показать в натуре, так как их нет в момент или на данном маршруте или они находятся в недоступном для показа ученикам месте. В подобных случаях можно восполнить недостающие зрительные объекты, используя дополнительный наглядный материал. Наглядные пособия являются дополнительным зрительным источником знаний, они помогают более конкретно и прочно усвоить содержание экскурсии, вызывает интерес учеников к глубокому изучению данного предмета.

В природоведческой экскурсии используются наглядные пособия, как натуральные, так и изобразительные. Используются так же аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений, художественного чтения, также дополнительные пособия как диапозитивы, видеофильмы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Пути и методы реализации межпредметных связей
Вопрос о путях и методах реализации межпредметных связей – это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Отбор методов обучения учитель производит на основе содержания учебного материала и на подготовленности учащихся к изучению хими ...

Библиотека и семья
Важный фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтения подростков – её содружество, контакты с семьей читателя. В семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том чи ...

Разделы