Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников

Страница 6

Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т.п.

Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения;

Обобщение и формулировка вывода.

Если на экскурсии предусмотрены сборы, то они могут быть выполнены в конце экскурсии или по ее ходу, по мере выполнения задания.

Домашнего задания после экскурсии может и не быть, но классу можно предложить выполнить соответствующие задания в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте. Дополнить наблюдения на экскурсии другими наблюдениями за объектами, которых не было на месте экскурсии.

В начале любой природоведческой экскурсии, учитель (экскурсовод) знакомит детей с правилами поведения в лесу, предупреждает их о необходимости бережного отношения к растениям и животным. Можно раздать ученикам «Памятку об охране природы». В памятке содержатся указания о том, что в лесу нельзя шуметь, близко подходит к гнездовьям птиц и жилью зверей, портить деревья, следует аккуратно обращаться с огнем, соблюдать правила противопожарной безопасности, оберегать красоту и богатство родной Земли.

Особенности показа объектов природоведческой экскурсии определяется самыми объектами природы, правильным выбором места показа. Так, для показа окружающего природного комплекса, как правило, следует выбирать самую высокую точку. Здесь дается общий обзор природного комплекса. Например, лес как единый экскурсионный объект рассматривается на значительном удалении от него так, чтобы угол зрения составил 18-29° от места показа. Это дает экскурсантам возможность увидеть необъятность и величие леса, его красоту и разноцветье.

С отдельными породами деревьев знакомятся как с самостоятельными объектами. Место показа выбирается на расстоянии, в два-два с половиной раза больше, чем высота дерева, т.е.угол зрения составляет 45°.

Начинается показ с общего обзора дерева и сообщения необходимых сведений о нем: название, семейство, вид, родина, срок жизни, высота, величина, характер кроны (пирамидная, шапкообразная, шаровидная, кудрявая, с плакучими ветвями), особенности и цвет ствола(прямой, разветвленный, вьющийся, стелющийся), корневая система, почвы, среда обитания, особенности строения листьев, хвои, их аромат, цвет, время цветения, плоды, их окраска, время созревания, древесина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования
В соответствии с декларируемыми в главе 1 принципами теоретико-методологического позиционирования и единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности психолога необходимо определить, какие методологические подходы и концепции находятся в осно ...

Специфика внеурочной деятельности школьников
В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия, как внеклассная, внеурочная и внеучебная деятельность школьников. При этом часто заменяя одно понятие другим и не задумываясь о происхождении или значении этих понятий. Например, провед ...

Разделы