Взаимосвязь предметов экологии и математики

Педагогика » Задачи экологического содержания на уроках математики » Взаимосвязь предметов экологии и математики

Страница 1

В начальной школе дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Этому способствует, на мой взгляд, объединение собственно математического содержания с проблемой экологии и защиты окружающей среды.

Роль математики в обучении и развитии мышления и познавательной активности трудно переоценить. Благодаря прикладной особенности математический аппарат используется при изучении различных предметов, что способствует их глубокому усвоению. При этом активизируется учебная деятельность школьников, в процессе которой они овладевают методами познания, расширяется их кругозор и формируется научное мировоззрение.

“Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Текстовые задачи имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств” (Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе).

Глупо отвечать на вопрос, который не поняли, скучно работать для цели, к которой нет стремления. Такое часто встречается как в школе, так и за ее пределами, однако учителю следует стараться предотвратить это своем классе. Ученик должен не только понять задачу, но и решить ее. Если ученику не хватает понимания и интереса к задаче, это не всегда его вина. Задача должна быть умело выбрана: не должна быть слишком трудной или слишком простой, должна быть естественной и интересной, причем, некоторое время нужно уделить для ее интерпретации.

Необходимо формировать у младших школьников экологическую культуру, правильное поведение с животными и растениями. Экологические знания помогают школьникам осознать важность сохранения окружающей среды, формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание и жалость, и воспитание чувства ответственности за будущее нашей планеты. С помощью разнообразных заданий изучая математику, младшие школьники одновременно познают окружающую нас природу и учатся ее охранять. Такой подход способствует тому, что изучение математики становится более занимательным, а значит более результативным. Появляется мощный стимул активности – это интерес. Именно в интересе появляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы.

Изучая различную литературу, меня привлекла работа Светланы Ивановны Мерзляковой «Реализация содержания экологического образования через уроки математики в начальных классах», по средствам которой она пытается создать систему экологического образования в начальных классах. Светлана Ивановна пишет: «Работая над системой экологического образования в школе, есть вероятность, что такая точная наука, как математика, выпадет из нее. Но все-таки есть ниточка, которая соединила математику с экологическим воспитанием. Это задачи, как для устного счета, так и для письменной коллективной и самостоятельной работы. Конечно, нужно много подготовки, но эти затраты оправдывают результат. А математические задачи с экологическим содержанием получаются и познавательные, и интересные и обеспечивают овладение учащимися программным материалом. Так, например, в теме «Нумерация чисел в пределах 1000» даю такие задания: - У зубатых китов есть зубы. Вы узнаете сколько, если назовете число, в котором 2 сотни и 7 десятков (270). Изучая тему «Километр», сообщаю детям, что сокол сапсан видит движущуюся добычу размером с голубя на расстоянии 1 км. Прошу выразить это расстояние в метрах (1000м)».

С.И. Мезлякова так же уделяет внимание внеклассным занятиям, для подготовки к ним дети пользуются помощью родителей. Посещают вместе библиотеки, изучают литературу, ставят опыты, вместе обсуждают результаты занятий. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экологическим содержанием она предлагает в занимательной форме, для чего в условия задачи вводит сказочных или мультипликационных героев.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Личность учителя в структуре педагогического общения
У учителя в школе очень много задач: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь сво­их воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все ...

Анализ организации неурочной учебной деятельности учащихся
Образовательный процесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способов организации и форм обучения. Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познават ...

Разделы