Роль семьи в воспитании лидера

Страница 2

Р. Бернс, рассматривая вопросы формирования Я-концепции у детей, выделяет ряд переменных условий, относящихся к установившемуся порядку в семейной жизни: «воспитательный стиль родителей; отношения между родителями; факт отсутствия одного из родителей вследствие его смерти или развода; социальный статус матери и ее работа; размеры семьи и иерархия среди детей». Но в то же время Р. Бернс указывает, что многие из этих факторов еще не получили достаточного теоретического исследования.

Некоторые исследователи, например, В.В. Бойко, Э.К. Васильева, А.Г. Харчев, изучают влияние образа жизни семьи на воспитание детской активности через организацию их трудовой деятельности, совместный досуг, общение с ними.

Э.К. Васильева, рассматривая образ жизни семьи, включает в это понятие такие компоненты: репродуктивно-воспитательную деятельность, ведение домашнего хозяйства, использование досуга, трудовую деятельность в сфере общественного производства, общественно-политическую деятельность, общение. Эти компоненты понятия «образ жизни семьи», по нашему мнению, как раз и создают условия для воспитания у детей качеств лидера.

Активный, веселый ребенок-лидер – идеал народной педагогики, его формированию были подчинены все средства воспитания. Под целью воспитания всегда понимался образ совершенного человека, красивого духовно и физически. Личность представлялась как иерархически организованная структура, в которой концентрировались все направления воспитания: телесное (физическое воспитание), душевное (организация радостного сотрудничества) и духовное (стремление к идеалу совершенного человека). Педагогическое воздействие на детей в идеале должно было реализовываться в доброжелательной атмосфере семьи, при условии признания семьей прав ребенка на уважение к себе и любовь со стороны всех окружающих. Дети должны постоянно ощущать свою защищенность в семье, заботу взрослых, это призвано положительно влиять на их психическое состояние.

Ш.А. Мирзоев, З.М. Магомедова, Р.М. Магомедов считают, что в нашей республике и в теории, и на практике воспитания в семье сегодня как никогда ранее важно учитывать специфику дагестанской действительности, менталитет многочисленных народностей республики. Принцип «народности воспитания» должен получать воплощение в специальных республиканских программах, нацеленных на формирование у детей интереса к истории и обычаям своего народа и своей семьи, ведь воспитание детей на народных традициях заключает в себе положительно окрашенную перспективу развития человека. Характерной чертой дагестанского менталитета при воспитании ребенка является оптимистическая направленность его на положительные идеалы, на светлое будущее.

Поле деятельности народной педагогики обширно. По мнению Г.Н. Волкова, народная педагогика фокусирует в себе сущность основных

педагогических понятий (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение), она рассматривает ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда). Народная педагогика определяет также функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному), обобщает факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал, личности-символы, события-символы, идеи-символы). С течением времени народная педагогика оценивает и совершенствует методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, угроза, проклятие, брань, наказание, побои), а также средства воспитания (игры, потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.) и организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Семья и народная культура считаются краеугольными камнями цивилизации. Семья служит «фактическим выразителем» сохраняющихся моделей культуры, в то время как культура охраняет границы, направляет и поддерживает эти модели, которые передаются из поколения в поколение. В совокупности семья и культура должны служить «силой и опорой» для формирования и развития в подрастающем поколении чувства собственного «Я», системы личных и общественных ценностей и способности нормально функционировать в социуме. Они также развивают в детях умение ладить с окружающими и занимать свое место в семье, коллективе и обществе.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Групповая работа и диалогизация образовательного процесса
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Из ...

Суть теории и практики контекстного подхода в профессиональном обучении
Образование представляет собой искусственную модель реальной жизни и профессиональной деятельности – по содержанию и формам обучения, по той деятельности, которую студент выполняет для усвоения этого содержания, по укладу жизни образовательного учреждения, от ...

Разделы