Опыт воспитания у старшеклассников качеств современного лидера

Страница 3

– организационно-педагогического обеспечения деятельности, включающего: рефлексивную диагностику, игровое моделирование, проективную деятельность, коррекционные методики, конструирование и моделирование коллективно-творческих дел;

– самостоятельно организованной полезно-значимой жизнедеятельности детского коллектива.

6. Учитель должен приобщать родителей к участию классных и школьных мероприятий учебно-воспитательного характера.

7. Для выработки навыков самовоспитания учитель должен проводить соответствующие мероприятия типа игр, развивающих занятий, конкурсов.

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы и опыта работы в школах и в летних лагерях отдыха нами были определены пути взаимодействия педагогов и родителей в целях воспитания у подростков лидерских качеств, а также пути повышения педагогического потенциала системы семья-школа для повышения эффективности процессов их деятельности.

Материалы, полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы, а также в ходе совместной деятельности родителей, подростков и педагогов дают основания для следующих выводов:

1. Проведенное исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу

о том, что влияние семьи и школы на воспитание у детей личностных качеств лидера становится эффективным при условии:

– создания социально-образовательного пространства взаимодействия семьи и школы;

– сочетания коллективно-групповых форм работы педагогов с родителями в целях повышения психолого-педагогической культуры последних;

– совершенствования условий для активного включения самих подростков в процесс самовоспитания, самооценки, саморазвития.

2. Анализ научных источников показал, что все теории лидерства характеризуются синтетическим подходом к проблеме.

3. Воспитание лидера зависит от физиологического, психологического, социально-экономического и политического факторов, а также от взаимодействия заинтересованных структур государственной власти, общественности, семьи и школы, от внутрисемейных отношений и отношений внутришкольного коллектива (при этом присутствие лидера-взрослого в таком коллективе является обязательным).

4. В условиях самоуправления в коллективе создаётся эмоционально-положительный микроклимат, способствующий становлению уверенной в себе, самостоятельной коллективистской личности, значимой для группы. Обретенный опыт участников при их взаимодействии (в тандеме «родитель-подросток», «педагог-подросток», «родитель-педагог») в совместных творческих играх раскрывает потенциал творческих, организаторских и личностных возможностей всех участников, активизируя также позицию каждого члена группы, стремящегося к лидерству.

6. В условиях самоуправления проявляется самостоятельность, побуждающая личность к саморегуляции отношений с другими, к самопознанию и самоопределению. Доказательством этих проявлений становятся: добросовестное отношение к поручениям, сложившиеся доверительные отношения в группе, проявление интереса к деятельности вообще.

7. В модели воспитания лидера, предложенной нами, прослеживается система становления лидеров разного типа, а именно:

а) эмоционального лидера, работающего на создание положительного микроклимата в условиях самоуправления;

б) ситуативно-процессуального лидера, работающего в процессе обсуждения проблемы на позитивное решение в условиях самостоятельности;

в) продуктивного лидера, работающего на содержание и конечный результат при условии полной самостоятельной деятельности.

10. На основе предложенной модели разработаны Рекомендации родителям и педагогам, направленные на воспитание у подростков лидерских качеств.

Таким образом, воспитание у подростков качеств современного лидера будет наиболее эффективным при создании определенных психолого-педагогических условий, таких как:

1. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса:

– высокая теоретическая и практическая подготовка родителей и педагогов в вопросах психолого-педагогической культуры;

– определение и соблюдение принципов и норм, принятых в коллективе;

– определение уровня и характера включенности родителей в деятельность школы в сфере воспитания у подростков личностных качеств лидера.

2. Соблюдение в организации условий воспитания лидерских качеств следующих принципов:

– принципа ценностно-личностного развития взрослого и ребенка;

– принципа природосообразности воспитания;

– принципа включенности подростка в социальные отношения;

– принципа взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Разделы