Опыт воспитания у старшеклассников качеств современного лидера

Страница 2

Все виды работ, проводимых подростками в условиях самоуправления, самостоятельности и самодеятельности, носили общественно-полезный характер. В них создавались все условия для воспитания и проявления подростками лидерских качеств, воспитанных на примерах взаимодействия взрослых-лидеров и лидеров-одноклассников. Сравнительные итоги анкетирования показали, что к завершению формирующего эксперимента значительное количество учащихся экспериментальной группы по всем шести критериям выработало у себя лидерские качества, которые у них либо отсутствовали вовсе, либо были выражены слабо. Число подростков с высоким уровнем повысилось более чем в два раза, а с низким – в 2 раза понизилось, при этом количество подростков со средним уровнем лидерства увеличилось почти в 1,5 раза. В контрольной группе произошли также естественные изменения в сторону улучшения, но в абсолютно незначимом диапазоне. Результаты доказывают, что рост лидерских качеств в экспериментальной группе явился результатом специально созданных родителями и педагогами условий, в ходе реализации предложенных методик.

В результате проведенной профилактической работы изменился тип отношений между педагогами и учащимися (см. рис. 7):

– количество отношений типа « «активно-положительное» увеличилось с 15,3% (на этапе констатации) до 42,6%;

– количество отношений типа «пассивно-положительное» увеличилось с 18,2% (на этапе констатации) до 34,6%;

– количество отношений типа «неустойчивое» уменьшилось с 32,6% (на этапе констатации) до 10%;

– количество отношений типа «активно-отрицательное» уменьшилось с 24,6% (на этапе констатации) до 8,8%;

– количество отношений типа «пассивно-отрицательное» уменьшилось с 9,3% (на этапе констатации) до 4%.

Рис. 7. Показатели изменения отношения педагогов к учащимся

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы нами были сформулированы Рекомендации для родителей и педагогов.

Педагогические рекомендации родителям

1. Родителям всегда надо помнить, что за их словами и поступками постоянно наблюдают дети.

2. К воспитанию детей родители должны готовиться заранее и продолжать работу в течение всего периода, пока дети находятся под их опекой.

3. К моменту начала воспитания детей родители должны овладеть основами педагогики, социологии, психологии и физиологии.

4. Родителям необходимо заниматься своим педагогическим просвещением, творчески использовать опыт учителей, совместно с которыми должно происходить воспитание их ребенка.

5. Родителям следует активно участвовать во всех имеющихся средствах педагогической пропаганды (родительские собрания, школьные родительские конференции, печать, телевидение) для повышения своей психолого-педагогической культуры.

6. Родители должны стараться принимать активное участие в проведении всех воспитательных мероприятий класса и школы.

7. Родители должны научить подростков адекватно оценивать свои способности и действия на примерах героев художественной литературы (напр., А. Гайдар «Тимур и его команда», А. Макаренко «Педагогическая поэма», «Повелитель мух» У. Голдинга, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина и др.).

Педагогические рекомендации педагогам

1. В течение учебного года учителю необходимо использовать методику психологической характеристики коллектива (ПХК) с целью определения динамики межличностных отношений в классе и уровня сформированности коллектива. Это необходимо ему для своевременной корректировки методов воздействия при планировании целенаправленной воспитательной работы в группе.

2. При взаимодействии оказывать социально-психологическую поддержку подросткам, создавать условия для их комфортного общения и проявления у них положительных эмоций, формирующих добрые отношения детей друг к другу.

3. Учитель должен взять за практику проведение коррекционных психолого-педагогических игр, стимулирующих подростков к совместной полезно-значимой деятельности.

4. Учитель, обязан посредством проективной деятельности способствовать становлению самостоятельности подростка в суждениях, поступках и обретении умения выбирать и принимать решения, брать на себя ответственность за действия, совершаемые в коллективе.

5. Педагогам необходимо учитывать то, что эффективность воспитания лидера зависит от:

– степени интеграции педагогических условий;

– субъективных и объективных способов воздействия (учета возрастных, индивидуально-психологических особенностей личности подростка);

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Артикуляционные судороги
Самую существенную часть человеческой речи составляют артикуляционные движения. Данный вид заикания характеризуется лицевыми и язычными судорогами, и был известен в самые отдаленные времена (Гиппократ, Гален, Гезихий, Авиценна). Артикуляционные судороги можно ...

Теоретические основы обучения решению текстовых задач
Существуют различные определения понятию текстовая задача. Например. «Под текстовыми задачами подразумевают задачи, имеющие житейское, физическое содержание и решаемые с помощью арифметических действий.» Эти задачи занимают в начальном курсе математики важное ...

Разделы