Опыт воспитания у старшеклассников качеств современного лидера

Страница 1

В ходе бесед и интервью нами было выяснено, что уровень социальной активности, определяемый по методике «Большая душа никогда не бывает одинокой» на начальном этапе в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаковый. Однако на заключительном этапе следует констатировать большую активность в экспериментальных группах, что свидетельствует об эффективности применяемых методик.

В игровом моделировании и методиках, использованных нами в течение года, прослеживалось также и нравственное становление личности, которое мы считаем целесообразным рассматривать в развитии – с момента включения подростка в процесс воспитания по нашей методике, доказавшей эффективность проделанной работы.

Результаты проведения игры «Репетитор», цель которой состояла в создании комфортных условий для развития коммуникативных способностей при условии коррекции собственного поведения подростка, показали, что в тех группах, где педагоги активно «заражали» детей игрой, подростки быстро включались в работу, а в группах, где игра шла без заразительного лидерства, возникали ситуации, при которых много времени уходило на инструктаж, что нарушало динамику игры и ее эмоциональность.

При анализе игры самими подростками было отмечено, что:

– игра способствует организации и сплоченности группы;

– каждый имеет возможность проявить творческие способности, оценить свое положение, планируя коррекцию собственного поведения;

– слова благодарности, адресованные друг другу, создают положительную мотивацию для последующих взаимодействий;

– моделируя игру, можно раскрыть творческий потенциал всей группы;

– в группах проявляются эмоциональные лидеры, способные организовать процесс взаимодействия.

На начальном этапе наблюдения учителя, родители, да и сами подростки выявили низкий уровень культуры межличностного общения. Это говорило о том, что подростки мало читают, не контролируют свою речь и поведение. Примечательно, однако, что в ходе игры на первый план выходили эмоциональные лидеры, в лице которых находили поддержку слабые, обретая уверенность и защищенность. Это чувство внутреннего комфорта способствовало сплоченности и взаимопомощи в коллективе.

Таким образом, совместные творческие игры выступили как средство подготовки лидеров при условии самоуправления, так как именно в процессе предложенных игр активизировалась позиция каждого члена группы, происходила саморегуляция, самопознание и самоопределение личности в индивидуальном развитии. То есть социализация подростка пришла через фазу адаптации к новым педагогическим условиям, и игровые модели, имитирующие реальную действенность, способствовали обретению детьми социального опыта в событийном окружении, созданном педагогами и родителями.

Занятия по конструированию и моделированию коллективной творческой деятельности выявили эффективность практической направленности предложенных нами методик, что выразилось в появлении следующих характеристик, показывающих рост коллектива и личности:

– социально-значимая деятельность на пользу людей;

– личная ответственность и инициатива;

– коллективное целеполагание;

– коллективное творчество;

– эмоциональная насыщенность коллективной жизни;

– коллективная организация деятельности;

– многоролевой характер коллективной деятельности.

Занятия по конструированию и моделированию коллективно-творческих дел (КТД) показали, что все группы с интересом включились в работу, освоили методику целеполагания и планирования, научились распределять поручения и нагрузку в коллективе. Подтверждением этого стали результаты смотра знаний, умений и навыков. В качестве критериев успешности выступали:

– общественно-полезная значимость проектируемой деятельности;

– практическая направленность суждений;

– определение своего участия и позиции при выполнении дела.

Контрольная для команды» показала, что в сложных игровых ситуациях ответственность за действия команды берет на себя лидер, чей набор качеств близок к идеальной модели. Как показали исследования, это – лидеры, чей статус совпадает с формальным избранием, то есть это – лидеры-руководители.

Анализ результатов проведенных игр позволил испытуемым создать собственное представление об идеальной команде, о знаниях, умениях и навыках ее членов, выявить ряд параметров, характеризующих данную модель

При создании модели «Лидер ХХI века» педагоги и родители подростков акцентировали внимание на личностных качествах, приближенных к идеалу человека грядущего тысячелетия. Характерной особенностью при создании данной модели явилось то, что она задала определенные параметры, описывающие лидера конкретной группы. Анализ формулировок позволил определить нравственные ориентиры и ценности коллектива. Анализ формулировок, полученных в группах, помог участникам эксперимента определить собирательный образ модели лидера, которому присущи следующие характеристики: демократический стиль общения; волевой характер; целеустремленность; коммуникабельность; творческий подход к делу; тактичность; последовательность в действиях; хорошие организаторские способности; умение влиять на окружающих; оперативность в решении актуальных проблем; настрой на позитивный результат в работе.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Разделы