Ролевая игра как форма контекстного обучения

Педагогика » Контекстный подход в обучении иностранному языку » Ролевая игра как форма контекстного обучения

Страница 1

По мнению Т. Д. Дубовицкой, включение студентов в квазирофессиональную и профессиональную деятельность лучше всего осуществляется в ходе ролевых и дидактических игр, диспутов, соревнований в знаниях и умениях. В ролевых играх студенты, инсценируя роль учителя, учащихся, родителей, коллег по работе, овладевают конкретными практическими умениями, необходимыми им в будущей профессиональной деятельности. Разбор возникающих в ходе игры различных педагогических ситуаций и проблем создаёт среду, максимально приближенную к будущей профессиональной деятельности, и способствует осмыслению студентами полученных теоретических знаний, формированию умения находить верное решение, развивает профессиональную мотивацию, познавательные интересы. При использовании ролевых игр действует принцип обратной связи: студент сразу получает от своих товарищей оценку действий. При этом опыт приобретается без страха за последствия возможных педагогических ошибок, так как студенты осознают, что это пока только игра.

Пример ролевой игры «Иностранный язык в школе» для студентов иностранного факультета: распределив роли, студенты проигрывают следующую ситуацию. «В класс пришёл новый ученик, который заявляет, что изучение иностранного языка является бесполезным занятием, а своим поведением постоянно мешает ходу уроков». Обсуждение представленной ситуации можно проводить с помощью следующих вопросов:

1. Как должна строиться работа с данным учеником?

2. Существуют ли способы изменить его отношение к изучению иностранному языку (какие именно?)?

3. Какую тактику следует использовать в беседе с родителями ученика? И т.д.

В обучении иностранному языку в школе применение ролевых игр также представляется целесообразным, поскольку они положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности. Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта. Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевой игры - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б.Эльконин). Следует помнить, что ролевая игра-это не эпизодический прием, к которому время от времени прибегает преподаватель, а основная форма организации учебно-воспитательного процесса, охватывающая все этапы работы над учебным материалом: введение, тренировку в общении и практику в общении. Существуют различные способы классификации ролей: • статусные роли, которые могут быть заданы от рождения или приобретены в течение жизни: роль гражданина определенного государства. • позиционные роли обычно кодированы правилами, определяющими некоторую позицию в обществе: профессиональная, семейная роли и т.д. • ситуативные роли, представленные в виде фиксированных стандартов поведения и деятельности, для проигрывания которых достаточно быть кратковременным участником ситуации общения: роль гостя, туриста, пешехода и др.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Проблемы детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи
Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развити ...

Использование метода проектов при планировании и организации образовательной деятельности
Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных мероприятий, а системные преобразования всего образовательного процесса. Использование метода проектов даёт возможность эффективно интег ...

Разделы