Оценка эффективности функционирования методической службы

Страница 1

Одним из главных приоритетов развития образования в регионах России является многообразие моделей управления, которое реализуется через тесное взаимодействие разноуровневых субъектов региональной образовательной политики. Методическая служба полноправно выступает субъектом наряду с органами управления u профессиональным педагогическим сообществом. Ее роль становится ведущей в поисках принципиально новых форм развития образования на школьном и городском (районном) уровнях.

Изучение потребностей в образовательных услугах позволяет определить ту основу, на которой строится главное содержание работы методической службы с педагогическими кадрами. Среди основных образовательных услуг выделяются следующие:

получение общего базового среднего образования;

получение повышенного уровня (гимназический, лицейский) образования;

профильное обучение (педагогический; физико-математический, биолого-химический, медицинский, экономический, экологический и другие профили);

углубленное изучение ряда учебных предметов;

интенсивное и раннее изучение иностранных языков;

обучение, учитывающее особенности физического и умственного развития больных, детей-инвалидов, слабослышащих, умственно отсталых и т.д., и их дальнейшая социальная адаптация;

общее образование в рамках реализации международных образовательных проектов.

Перечисленные услуги имеют важное значение для развития общего образования в единим региональном образовательном пространстве.

Анализ деятельности региональных и муниципальных методических служб показал, что за последние годы значительно усилилась дифференциация образовательных учреждений по типам, видам и организационно-правовым формам, что создает предпосылки развития региональной образовательной системы как многовариантной, ориентированной на удовлетворение разнообразных потребностей населения.

В регионах сформировался ряд определенных предпосылок, которые способствуют проведению системных изменений в образовании в целом и в методической службе в частности.

В трактовке И.В. Жуковского эти предпосылки выглядят следующим образом.

1. Происходят социокультурные процессы, которые проявляются в переходе к культурно-региональному самоопределению, определяющему и политику региональных программ развития образования.

2. Идет проникновение рыночной экономики в систему образования и развитие философии маркетинга в сфере образовательных услуг, где методическая служба постепенно выходит на ведущие позиции.

3. Нормативно- правовая основа обеспечивается рядом федеральных и региональных правовых актов.

4. Научно-теоретические предпосылки связаны с разработкой инновационных подходов к организации базового педагогического образования и развития идеи его непрерывности, наличием новых фундаментальных научных разработок в области опытно-экспериментальной и методической работы, системы повышения квалификации.

5. Происходит упрочение статуса методической службы, регламентируется ее деятельность, упорядочиваются организационно-правовые отношения со всеми структурами системы непрерывного образования и органами управления на всех иерархических уровнях.

В настоящее время в педагогической литературе появилось немало диагностических материалов, которые могут помочь в оценке эффективности функционирования методической службы.

В рамках исследования мы сочли необходимым проведение экспертизы по оценке деятельности методической службы в три этапа.

Первый этап - это первичная экспертиза. В ней участвовали члены администрации или руководители методических подразделений на уровне города (района) или учреждения. Ее цель - выявить положительный опыт и основные пробелы, слабые стороны методической работы. Такая диагностика дала лишь общее впечатление о том, что происходит в методической службе. Муниципальная методическая служба делала срез исходя из диагностики администрации каждой школы с тем, чтобы провести предварительный анализ состояния методической работы в целом. С этой целью мы использовали несколько критериев, предложенных в исследовании И.В. Жуковского.

Уровень проработанности концептуальных оснований системы методической службы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Педагогические требования к игрушке
Какой же должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться Активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнью? Для этого она обязательно должна соответствовать определенным педагогическим требованиям. Педагогические требования к игрушке: 1. Учет возраст ...

Экологические проблемы Курской области
В настоящее время антропогенная нагрузка на окружающую среду в связи с развитием различных отраслей промышленности очень велика и игнорировать сведениями о количестве и качестве загрязнителей, поступающих в окружающую среду, которые нарушают сложившиеся связи ...

Разделы