Умение работать с текстом как результат освоения ОПО НОО

Педагогика » Формирование умений работать с текстом на уроках окружающего мира » Умение работать с текстом как результат освоения ОПО НОО

Страница 3

2. Вторичное чтение (осмысление прочитанного):

– установление причинных связей (используются вопросы и выборочное чтение);

– поиск ключевых (опорных) слов, словосочетаний, предложений (внешнее писание предмета, факта, действия);

– определение того, какими признаками обладает предмет, описываемый в тексте;

– нахождение связи предмета с окружающими его другими предметами или явлениями;

– установление причины событий (почему это произошло).

3. Перечитывание (просмотровое чтение). Корректировка работы и осмысление текста в целом.

4. Составление графического, словесного плана, схем (для закрепления и осмысления логической структуры текста).

5. Последующий просмотр (обдумывание своих схем и плана, чтобы прийти к правильному заключению).

На этом этапе определяют главную мысль текста – то, ради чего он написан, и устанавливают, как это сделано: раскрыл ли текст главное, показав его с разных сторон, подводил ли последовательно к окончательному выводу, поставил ли перед читателем прямой вопрос, давая возможность ответить, опираясь на факты, явления, события.

6. Завершение работы. Совместное обсуждение того, что нового открыли для себя дети, зачем это нужно знать, можно ли использовать где-либо эти факты, т.е. необходимо дать свою оценку факту (выразить своё отношение к нему).

7. Закрепление. Для закрепления используется пересказ (подробный, краткий, выборочный). Он, как и составление плана, является одной из форм работы, необходимой для более глубокого понимания содержания текста, его осмысления и практического применения информации.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат. Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

Если сравнивать на примере работы с текстом, то старые стандарты не давали всех перспектив самостоятельного изучения. Всю информацию подбирал учитель. Текст воспринимался обучающимися, как информация собранная учителем или представленная учебником, самостоятельно они находили информации очень мало Мнение и выводы учеников использовались по минимуму. Теперь учитель даёт возможность ученикам самостоятельно найти информацию, изучить её, выделить главные мысли, сделать выводы и доказать их.

Таким образом, новый ФГОС, в отличие от стандарта первого поколения, обеспечивает развитие у выпускников осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У учеников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Ученики получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации.

Теперь рассмотрим возможности формирования умения работать с текстом на уроках окружающего мира.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Обучения самостоятельной деятельности на уроках иностранного языка
Стремление выполнять задачи, требующие большой дисплей интеллект, воображение, желание получить знания, мечты, - вот необходимые условия возникновения большой интерес к предметам. Самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма schoolpupils обр ...

Состояние произносительной стороны речи глухих школьников 11 – 12 лет
Обследование проводилось на базе школы-интерната I вида № 10. В нем участвовали 6 человек - учеников 5а класса (Диана Т., Саша М., Саша Л., Яна Я., Азат Х., Маша К.). При изучении состояния произносительной стороны речи мы основывались на рекомендациях Фомиче ...

Разделы