Возможности формирования умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Педагогика » Формирование умений работать с текстом на уроках окружающего мира » Возможности формирования умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Страница 3

а) углубляет интерес младших школьников к окружающему миру;

б) уточняет их представления о явлениях природы и социального мира;

в) учит самостоятельно работать с познавательной книгой;

г) учит работать со справочной литературой.

Исходя из этого, учитель использует дополнительную художественную литературу с разными целями:

1. Чтение дополнительных текстов используется как индивидуальные задания для сильных учащихся. В то время как учитель работает с основным составом класса по тексту учебника, сильные учащиеся получают задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расскажи классу)».

2. Раз в две недели учитель устраивает на уроке познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни страны. Подбор содержания для таких познавательных минуток можно поручить детям в виде домашнего задания. Темы согласуются с основным содержанием урока.

Например, изучая тему «Животный мир Земли» (3 класс), дети получают задание найти в книге «Природоведение для всех» (Зубкова Т.Н. М.: Сфера, 2001) ответ на вопрос: «Почему лошадь почиталась как животное мудрое и солнечное?»

Учитель сам может рассказать об интересных фактах из жизни природы или истории.

3. Часть урока отводится знакомству со справочной литературой и работе с ней. В учебниках 3 и 4 классов в конце имеются небольшие словарики, можно предложить детям во время работы с текстом найти значение выделенных слов в словарике. Кроме того, на уроках окружающего мира можно использовать и различные справочники, энциклопедии.

В этой работе особенно важно учесть следующее:

а) необходимо приучать ученика обращать внимание на непонятные слова в тексте учебника и обращаться в этом случае к справочной литературе;

б) познакомить детей с особенностями построения справочной книги (алфавитный порядок, оглавление, указатели и т. п.);

в) в классной библиотеке обязательно должна быть справочная литература, к которой ученики могут обратиться в любой момент.

Рассмотрим учебник для второго класса УМК «Гармония» автор О. Т. Поглазова.

В комплект входит учебник 1, 2 часть, тетрадь 1, 2 часть и методические рекомендации.

В основе изученной литературы можно предложить задания для формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

1. О чём идет речь в тексте:

Это дерево, хоть и известно всем, имеет свои секреты. Каждый лист составлен из многих (от 9 до 21) небольших листочков. А плоды, вовсе не ягоды, а маленькие-маленькие яблочки, собранные в гроздья. Зимой эти гроздья плодов красного цвета - прекрасное лакомство для птиц.

2. Прочитай текст и проверь свои рассуждения.

Каждому человеку хочется быть красивым. Но не все понимают, что для этого нужно сделать. Некоторые стараются купить красивую одежду и обувь, дорогие украшения. Подумай, всегда ли красиво одетый человек красив?

Можно ли считать красивым грубого, невежливого человека? Обижающего младших, не уважающего старших, смеющегося над больным? Красив ли человек, предавший друга?

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов говорил, что «… в человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки »

Как ты понимаешь высказывание писателя? Подумай, какие мысли ты считаешь красивыми?

3. Рассмотри схему семьи Кораблёвых и назови имена и отчества детей, имена их прадедов.

Олег Таня Маша

Алексей Иванович Наталья Петровна

Иван Ильич Петр Кузьмич

Ольга Юрьевна Ирина Павловна

Кто сохранит фамилию Кораблёв?

4. Прочитай рассказ Юрия Коваля. Подумай, как можно его озаглавить.

«Закрой глаза, прислушайся, и ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. Мама научила тебя говорить, ходить, прочла тебе первую книжку. От мамы ты узнал имена птиц – воробей, ласточка, грач. Узнал, что у каждого цветка есть имя – ромашка, василёк, иван-да-марья. Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.»

5. Составь пословицы и объясни их.

Работящая семья и землю…

.так и душа на месте.

Где лад,

…превратит в золото.

Землю красит Солнце,

…там и клад.

Вся семья вместе,

…и сам там будешь.

Корми деда на печи:

… а человека труд.

6. Что ты можешь дополнить к следующему тексту?

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Методические рекомендации по развитию музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения
Как уже упоминалось ранее, музыкальный слух нужно развивать до того как ребенка приводят в музыкальную школу. Необходимо прививать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус ребенка. Этому способствует слушание хорошей музыки, посещение театров и конц ...

Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе
Во-первых, необходимо выяснить, что включает в себя понятие «экскурсия». Для этого обратимся к «Толковому словарю русского языка». В этом словаре С.И. Ожегов даёт такое определение. «Экскурсия»: 1. коллективная поездка (прежде так же индивидуальная) куда-нибу ...

Разделы