Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста

Педагогика » Исследование современных методов сказкотерапии для коррекции агрессивного поведения детей » Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста

Страница 5

Второй уровень заключается в использовании слов, воздействующих на разные сенсорные системы, что, как уже отмечалось, позволяет разблокировать подавленную систему и восстановить целостность и равновесие чувственного восприятия ребенка.

Некоторые психотерапевты, в частности, Милтон Эриксон - основоположник и непревзойденный мастер применения метафор в психотерапии, используют гипнотическое внушение, транс при работе с детьми. Возможно введение элементов внушения в сам контекст истории и выделение их либо интонацией, либо употреблением имени ребенка перед тем, как передать ему важную информацию.

Зарубежные авторы, работающие в направлении развития техник эриксонианской гипнотерапии выделяют использование специально сочиненных «волшебных» историй как метод непрямого воздействия на ребенка. Отмечается, что история может быть составлена так, чтобы в определенный момент слушатели проявили свой поведенческий потенциал или долговременные отношения, или эмоциональное восприятие и переживание.

Вообще, техника рассказывания сказок и их специфический язык имеют принципиальное значение не только в рамках этого подхода. Один из способов облегчить ребенку с ограниченными возможностями восприятие сказки и идентификацию с ее персонажем - это использование неопределенных, неконкретизированных слов и выражений. При этом ребенку дается возможность самостоятельно вообразить, представить себе ситуацию или событие. Например, при употреблении существительных или местоимений лучше использовать слова типа «все», «каждый», «многие», а не конкретные имена или названия. Ведь употребление конкретного имени в какой-то степени предопределяет возникающий образ, не остается сомнений, о чем говорится в истории и нет возможности представить себе все по-своему.

То же самое касается использования глаголов и определений. Например, фраза: «Девочка испуганно шла по лесу» позволяет каждому человеку создать в воображении тот образ, который ему ближе и понятней, и придумать свои причины такой ситуации. Тогда как фраза «Красная Шапочка в страхе шла по лесу, боясь встречи с волком» вызывает вполне конкретный образ, который может не совпадать с чувствами и переживаниями ребенка и не вызывать у него эмоциональной реакции. Всегда необходимо оставлять ребенку возможность собственного творческого поиска и максимальной идентификации себя с героем в процессе восприятия сказки.

Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости, введение собственного имени ребенка, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую бы хотелось запечатлеть на подсознательном уровне. Очень часто для снятия напряжения, агрессивности, сопротивления у детей в сказках присутствуют фразы типа «Все дети делают так», «Так всегда бывает .» и т.д.

Таблица 2.

Принципы работы со сказками

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Общие вопросы:

Что происходит?

Почему это происходит?

Кто хотел, чтобы это произошло?

Зачем это было ему нужно?

Задача этого принципа заключается в том, чтобы показать ребенку, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача данного принципа заключается в том, чтобы показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны это так, с другой стороны – иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача этого принципа заключается в том, чтобы кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использоваться в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Понятие и сущность игры
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету - планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам науч ...

Физические и психические особенности детей младшего школьного возраста
Как пишет Макаренко Л.П., младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была перво ...

Разделы