Особенности изучения машиностроительного комплекса в курсах экономической и социальной географии России и Курской области

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Особенности изучения машиностроительного комплекса в курсах экономической и социальной географии России и Курской области

Страница 1

Курс экономической и социальной географии России показывает общую картину современного хозяйства страны, его структуру, особенности развития, размещения и перспективы. При изучении темы «География отраслей и межотраслевых комплексов» учащиеся знакомятся с важнейшими межотраслевыми комплексами России, одним из которых является машиностроительный комплекс. Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое предприятие, охватывающее машиностроение и металлообработку. Для него характерны обширные межотраслевые и внутриотраслевые связи. Являясь основой тяжелой индустрии, машиностроительный комплекс играет решающую роль в совершенствовании материально-технической базы страны, реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. Таким образом, само содержание, связанное с изучением машиностроительного комплекса, является объективно сложным для усвоения его учащимися. К тому же это первый комплекс, с которого школьники начинают изучать географию межотраслевых комплексов страны. Мы считаем, что изучению машиностроительного комплекса целесообразно отвести два урока, с соответствующей разбивкой по темам:

Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения;

Факторы размещения и география Российского машиностроения.

Однако, учитывая сложность и важность этого комплекса, можно в отдельных случаях на изучение данной темы отвести три урока. При изучении факторов размещения и географии российского машиностроения формируются такие важные понятия, как «факторы размещения производства», «специализация», «кооперирование», ведется сравнительный анализ тематических экономических карт, рассматривается территориальная организация машиностроительного комплекса России. Большая информационная насыщенность сочетается со сложностью излагаемого материала, поэтому мы рекомендуем провести объяснение в виде урока-лекции.

Формирование понятия «фактор размещения производства» - один из ключевых моментов выработки у ученика навыков географического мышления. Наиболее верна и доступна для учащихся трактовка факторов размещения как требований, предъявляемых размещаемым объектом к окружению. Без удовлетворения этих требований (наличие определенного количества сырья, воды, трудовых ресурсов и т.д.) он не сможет нормально функционировать. С течением времени, по мере изменения технологии выпускаемой продукции, система факторов может видоизменяться даже для одних и тех же отраслей и производств. Машиностроение - наглядный тому пример. Его приоритеты и связи за последние десятилетия резко изменились.

На первое место, ослабив традиционную ориентацию на черную металлургию, районы сосредоточения квалифицированных кадров, транспортные магистрали, выдвинулись связи с наукой, цветной металлургией, новейшими отраслями химии. В число факторов размещения внедрились принципиально новые: природоохранный, социальный. Безусловно, лидирующий на сегодня день фактор - наукоемкости, поскольку для 2\5 предприятий Российского машиностроения он оказывается самым существенным.

На втором месте - ориентация на трудовые ресурсы. При этом стремление к местам концентрации кадров характерно лишь для производства уникальной техники и осуществления опытно-конструктроских работ.д.ля массового производства, в связи с его автоматизацией и конвейеризацией необходимость в таких кадрах невелика. В условиях рынка вырастает также роль потребительного фактора. Роль отдельных факторов видоизменяется не только во времени, но и в пространстве. Это отчетливо фиксируется различиями в структуре затрат на производство машиностроительной продукции (таблица №11).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности детей. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер пси ...

Другие принципы русской орфографии
Отступления от морфологического принципа орфографии могут быть различными. Некоторые из них базируются на совпадении правописания слов с их произношением: «пиши, как слышишь». Такие написания основаны на фонетическом принципе. Сущность фонетического принципа ...

Разделы