Особенности изучения машиностроительного комплекса в курсах экономической и социальной географии России и Курской области

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Особенности изучения машиностроительного комплекса в курсах экономической и социальной географии России и Курской области

Страница 3

Краеведческий материал по машиностроительному комплексу целесообразно использовать при изучении темы «Машиностроительный комплекс России». При изучении факторов размещения предприятий машиностроения нужно опираться на краеведческий материал и сравнивать, какие факторы оказывают влияние на размещение машиностроения в Курской области, и, например, в Уральском экономическом районе. При формировании понятий специализация также идет упор на краеведческие данные, так как это позволило учащимся более глубоко и осмысленно усвоить материал. Изучая понятие кооперирования - мы показали связь «Курскрезинотехники» с предприятиями сельскохозяйственного машиностроения, которые являются потребителями продукции этого предприятия. В результате у учеников сформировались понятия о месте машиностроительного комплекса своей области в едином машиностроительном комплексе России, о размерах его вклада в российскую экономику.

Использование краеведческого материала велико. Еще в конце XYIII века известный общественный деятель Николай Иванович Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изученному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». Замечательный писатель Н.В. Гоголь в статье «Мысли о географии для детского возраста» с исключительной силой и яркостью отстаивал мысль о том, что для такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. «Учитель русских учителей» К.Д. Ушинский подчеркивал неоднократно ту мысль, что преподавание географии должно развивать у учащихся «инстинкт местности».

Д.Д. Семенов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий высказался так: «Если справедлива та географическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отделенному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик.

Краеведческий принцип в преподавании географии осуществляется путем использования разнообразных методов и приемов учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Можно выделить два подхода. Первый заключается в том, географические понятия, процессы, явления усваиваются при непосредственном изучении края, в других случаях краеведческий материал составляет содержание целого урока или же является его элементом.

Мы убеждены, что на большинстве уроков краеведческий материал может использоваться как один из этапов. Важнейшими методами и методическими приемами могут быть (по А. З Сафиулину):

1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов - гербариев, коллекций);

Частично-поисковый, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познаваемого опыта учащихся (беседа проверочная, повторительно-обучающая);

Работа с краеведческой литературой и источниками (книги, пособия, справочники, периодическая печать);

Исследовательский, предусматривающий непосредственное изучение объектов, явлений природно-экономического содержания (наблюдения в природе и обработка материалов, составление экономическо-географических характеристик местных предприятий, работа с краеведческой литературой, картографическими, фондовыми и статистическими материалами; изучение природы и экономики края, в процессе проведения учебных и внеучебных экскурсий).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Задача как средство экологического воспитания учащихся
Экологическая культура - это существенная часть общей культуры современного человека, включающая весь накопленный обществом опыт природопользования, знание об оптимальных способах взаимодействия с природой, закрепляемые и передаваемые поколениями. Основная ко ...

Результаты опытно-практической работы по изучению места экскурсий в процессе экологического образования младших школьников
После завершения в экспериментальном классе формирующего этапа исследования было проведено контрольное анкетирование учащихся. Была предложена та же анкета из пяти вопросов. В каждом вопросе учащиеся должны были выбрать для себя один вариант ответа. Анализ от ...

Разделы