Этапы развития детского творчества

Косминская В.Б., Васильева Е.И. подчеркивают, что первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется и в деятельности ребенка.

Однако, как считает Григорьева Г.Г., развивается, развертывается замысел не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности.

Второй этап творчества – вынашивание замысла у маленького ребенка чаще всего отсутствует. Он еще не может предвидеть результат работы и ход её выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с третьим этапом творчества – с исполнением, реализацией замысла. Поэтому в творческой деятельности детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок, поделку не относящихся к образу деталей.

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен оценить получившийся результат (рисунок, поделку,) и доработать его четвертый этап творческого процесса.

Парамонова Л.А. подчеркивает: в декоративно – прикладном творчестве выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности – в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, изобразительная деятельность и т.п.

Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности.

Принципиально значимым является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь декоративно – прикладного искусства с повседневной жизнью, с другими деятельностями (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.

Таким образом, для развития декоративно – прикладного творчества необходимо: формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в орнаментах узоров. Декоративно – прикладное искусство в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказках) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Так же необходимо умение оперировать образами в пространстве и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы.

Другие статьи:

Методика работы с детьми в рамках метода проекта
В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организа ...

Сущность дифференциации обучения
Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, сле ...

Разделы