Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста

Педагогика » Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников » Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности.

К. Маркс писал: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку: в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».

Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, но имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры и т.п. требуют оформления.

Этим занимаются представители декоративно-прикладного искусства – дизайнеры. В отличие от произведений живописи, скульптуры произведения прикладного искусства должны быть не просто красивы, вызывать у человека эстетические, моральные и другие переживания, но и быть также полезными.

В декоративно-прикладном искусстве проявляются черты национального характера. В оформлении различных предметов быта ясно видны национальные особенности, отражающие жизненный уклад, историю, культуру и даже экономику данного народа. Многонациональна культура в Приднестровье. Народы, населяющие нашу республику, имеют свои художественные национальные традиции, которые создают большие возможности для развития всех видов прикладного искусства. Культура разных народов взаимно влияет друг на друга, переплетаются, многое приобретается вновь, часть теряется. Поэтому необходимо внимательно изучать искусство каждого промысла, чтобы сохранить всё действительно ценное.

Следует более подробно ознакомиться с различными народными промыслами.

Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент.

Орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала – ритм и симметрия.

Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.

Симметрия (спокойное равновесие элементов) – это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены, в узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии, применяемых в различных орнаментах. Они создают богатство стилей. Выразительность орнамента зависит также от преобладания в нём округлых или заостренных прямолинейных форм, плавного или круглого изгиба линий. По характеру элементов орнамент может быть составлен из геометрических, растительных или животных форм.

Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторятся и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими (контрастными) и мягкими. Контрастные сочетания обычно создаются при употреблении цветов различных по светлоте, цветовому тону и насыщенности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Контроль состояния здоровья ученика тренером при индивидуальной тренировке
При проведении индивидуальных (персональных) занятий тренеру по бодибилдингу на дополнительных занятиях по физической культуре у старшеклассников рекомендуется проводить следующие мероприятия для контроля состояния здоровья занимающегося и мониторинга эффекти ...

Беседа о прочитанной книге
При возвращении книги читателем библиотекарь снова проводит с ним беседу. Индивидуальные беседы о прочитанном так же, как и рекомендательные беседы, как правило, происходят на абонементе у книжных полок. В беседе со старшими школьниками нужно избежать наводящ ...

Разделы