Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста

Педагогика » Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников » Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Наибольший контраст создаёт сочетание чёрного со светлыми хроматическими цветами. Более мягкое сочетание даёт соединение с серым цветом. Резко отделяются по контрасту дополнительные цвета, тёплые и холодные. Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности. Могут быть созданы красочные сочетания различными оттенками одного цвета.

Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги.

Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов: повторение одного элемента на всём протяжении орнамента; повторение элементов, объединенных общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более); симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения).

Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат: по краю – имеет линейное расположение(кайма) и может быть по прямой или с поворотом на углах; на углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах; б) одинаковые рисунки в противоположных углах; в центре; все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра;

по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре; б) сетчатый орнамент – узор располагается по сетке, намеченной в рисунке или мысленно представляемой, с повторением или чередованием элементов в шахматном порядке.

Узор на круге может быть расположен по краю, в центре или по всему кругу; по краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (по принципу розетты, у которой выделены зубцы или сохранена форма круга);

в центре: симметричное расположение элементов во все стороны от центра путём постепенного наращивания их круг за кругом;

по всему кругу: а) узор строится по краю и в центре; б) узор строится из центра, заполняя всё пространство круга.

Узор на формах (прямоугольнике, ромбе, овале) у которых центр находится на разном расстоянии от краёв, заполняется в удлиненной части формы между краем и центром. Это может быть самостоятельный орнамент по бокам, начинающийся от узора в центре, или узор, построенный от центра, но имеющий удлиненное расположение, или орнамент, соединенный с узором по краю формы.

В остальном узор строится в соответствии с особенностями формы, как на квадрате или круге.

Узор на треугольнике строится по краю, углам и по принципу сетчатого орнамента. В равностороннем треугольнике в углах располагаются одинаковые узоры. В равнобедренном треугольнике в двух равных углах симметрично располагаются одинаковые узоры, в третьем углу – узор из подобных же элементов, но более крупный или по-другому расположенный.

Узор на предметах сложной формы (кувшины, вазы, одежда и т.п.) строится по принципу сочетания различных элементов в зависимости от формы и отдельных частей. Например, на кувшине может быть линейное расположение по краю горлышка и основания, в середине или по центру вокруг всего горлышка. На платье – линейный узор по краю рукавов, горловины, подола или сетчатый орнамент по всей форме.

Все эти принципы помогают полнее раскрыть технологию создания декоративных композиций на занятиях по декоративному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста.

Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в дошкольной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения к действительности. В ряде работ определены принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста, намечены пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью, выделены основные приёмы создания декоративных узоров на плоских и объёмных формах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на специфику деятельности учреждений интернатного типа
Исследованию структуры и механизмов влияния социальной среды на развитие ребенка посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов И. Д. Фрумина, Б. Д. Эльконина, Г. А. Ковалева, В. А. Ясвина, Г. Ричардсона, Л. С. Выготского и др. Теор ...

Проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе с точки зрения отечественных и зарубежных ученых
Построение идеальной модели личности выпускника начальной школы требует предварительного определения понятия «психологическая готовность к обучению в основной школе». Вне деятельности невозможно говорить о психологической готовности к ней. Специфика учебной д ...

Разделы