Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков

Педагогика » Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка » Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков

Страница 1

Для того чтобы определить как в широком смысле понимается термин «музыкальная субкультура» и какое значение она имеет в музыкально-эстетическом развитии подростка, необходимо для начала понять что такое культура и как из этого определения сформировался новый термин или явление- субкультура.

Определение «культуры» неоднозначно. Например, под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи - их понимание во многом зависит от уровня образования и интеллектуальных запросов рассуждающих, а так же от целей и задач разговора.

Культура- это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Так же культура- это высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. Например, голоса у певцов, физическая культура.

Культура (лат. cultura) – первоначально обработка и уход за землёй (лат. agricultura), с тем чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда – «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесно- душевных и духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает и бескультурье, и «рафинированную культуру». Если говорить о различии между культурой и цивилизацией, можно сказать, что оно состоит в том, что культура- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация- совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.

В зависимости от тех или иных установок даются самые различные определения культуры. Для одних культура – накопленный опыт человечества, для других – произведенные материальные и духовные ценности, для третьих – система знаков, для четвертых – система регулятивов человеческой деятельности, для пятых – информация и т.д. А. Швейцер пишет, что “в наиболее общих чертах культура это прогресс, материальный и духовный прогресс, как индивидов, как и всевозможных сообществ”. Сущность культуры, по его мнению, двояка, она слагается из господства разума над силами природы и из господства разума над человеческими убеждениями и помыслами. Д.Белл под культурой понимает “царство экспрессивного символизма и выразительности”. “Культура – это то, что отличает человека от животных” - заявляет Л.Г.Ионин. – Культура – это характеристика человеческого общества”.

Как отмечал Ж - П. Сартр, «культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо».

Абраам Моль в своем рассмотрении культуры подразделяет ее на культуру индивидуальную и культуру социальную. А сам термин «культура», по Молю, охватывает именно «совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» или общества». Индивидуальная культура — это «экран знаний», сформированный в сознании человека; на этот экран проецируются получаемые из внешнего мира новые стимулы-сообщения, и на этой основе строятся восприятия, то есть формы, способные получить дальнейшее выражение в словах и знаках. Вполне понятно, что на личном уровне эти «экраны» различны по обширности (эрудиция), по глубине, «плотности» и оригинальности. Но, так или иначе, они обусловлены общим состоянием «коллективной культуры» (Моль называет эту культуру в целом «социокультурной таблицей»). Именно эта имеющаяся в обществе «социокультурная таблица» и «дает пищу для интеллектуальной жизни большинства людей на Западе».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Проблемы детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи
Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развити ...

Двигательная характеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
Методика проведения спортивной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка во ...

Разделы