К моменту проведения предварительного тестирования практически все занимающиеся освоили выполнение упражнений «торпеда», плавание кролем и на задержке дыхания. Поэтому в качестве тестов были выбраны именно эти упражнения.
В табл. 1 представлены результаты предварительного тестирования контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 1. Результаты предварительного тестирования
Тест |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Достоверность | |
Х ± m |
Х ± m |
t |
t – табл | |
«Торпеда», м |
5,0±0,4 |
4,9±0,3 |
0,98 |
2.10 |
Задержка дыхания, сек |
9,8±0,9 |
10,8±1,3 |
0,81 |
2.10 |
Кроль на задержке дыхания, м |
4,8±0,8 |
5,5±0,6 |
0,26 |
2.10 |
По результатам предварительных контрольных тестов испытуемые были разделены на 2, равные по уровню подготовленности группы, количеством по 16 человек в каждой. Из таблицы 1 видно, что различия в показателях тестов контрольной и экспериментальной групп не достоверны по методам математической статистики.
Первая группа (контрольная) продолжала заниматься по общей программе, во второй (экспериментальной) группе с 14 ноября 2012 по 14 апреля 2012 занятия проводились по разработанной нами методике. Занятия, продолжительностью 45 минут, проходили 2 раза в неделю. Таким образом, исходя из вышеперечисленных данных можно сказать, что педагогический эксперимент был прямым, сравнительным и проводился в уравниваемых условиях.
По окончании эксперимента были проведены контрольные тесты, которые предусматривали выполнение тех же 3-х упражнений.
По окончании 1 этапа исследования результаты интервьюирования тренеров г. Красноярска были обработаны и внесены в карту интервью. Были получены следующие данные:
С точки зрения организации занятий, 8 тренеров придерживаются соотношения 10:25:10 или 10:30:5 минут, приходящихся на подготовительную, основную и заключительную часть занятия соответственно вне зависимости от целей и задач урока. И только 4 тренеров варьируют это соотношение в ту или иную сторону в зависимости от целей и задач. Это тренеры высшей категории, имеющие большой опыт работы.
В отношении заключительной части занятия, 2 тренера считают, что применять в это время различные игры и эстафеты нет необходимости (эмоциональный фон самостоятельного купания итак довольно высок). Это молодые тренеры, имеющие опыт работы 3 – 4 года. 10 тренеров считают обязательным проводить заключительную часть урока в виде игр, «веселых» и спортивных эстафет (хотя и не исключают возможности «купания по желанию» в виде поощрения). Это, по их мнению, служит закреплению навыков, полученных в течение занятия, дает эмоциональную разрядку, снимает усталость, сохраняет хорошие впечатления о занятии. К тому же, игры и эстафеты обязательно должны включать разученные ранее элементы, при этом приветствуется активное участие тренера (особенно в играх). В то же время, проведенные наблюдения показывают, что на самом деле многие тренеры пренебрегают игровым методом обучения – увидеть организованную в конце занятия игру на воде удавалось не часто. Обычно все ограничивается предоставлением детей самим себе, так называемым «свободным плаванием». Получается что практически, только 30% из этих тренеров проводят игры и эстафеты хотя бы 1 раз в месяц. В этом случае, для таких мероприятий отводится занятие целиком. Например, один из тренеров, (имеющий 20-летний опыт работы только с группами начальной подготовки) регулярно проводит так называемые «веселые уроки». На этих уроках дети целиком посвящены играм, веселым эстафетам. Такие занятия, по мнению тренера, надолго запоминаются детьми, вносят разнообразие в привычный процесс обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что, понимая роль игрового обучения в теории, на практике многие тренеры его не используют.
В вопросе о возрасте обучения плаванию, мнения распределились следующим образом: 7 тренеров говорят о том, что привести ребенка в бассейн можно в любом возрасте, начиная с грудного. Но, в этом случае, занятия должны быть направлены на ознакомление с водной средой, обучение простейшим навыкам дыхания, держания на воде. Занятия должны проходить в форме игр. Иначе к 9 – 10 годам ребенок попросту «устанет» от плавания. 5 тренеров считают, что ребенка нужно начинать учить плавать в 8 – 9 лет, с тем, чтобы уже через 1 – 2 года он перешел в учебно-тренировочную группу. В этом случае, ребенок не успевает потерять интерес к плаванию.
Другие статьи:
Двигательная
характеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
Методика проведения спортивной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка во ...
Творческое рассказывание
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его комп ...