Методы и организация исследования

Педагогика » Применение игрового метода в плавании » Методы и организация исследования

Страница 1

Методы исследования

В работе мы использовали

следующие методы:

1. изучение и анализ литературных источников, изучение документальных материалов,

2. интервьюирование,

3. методы математической статистики,

4. педагогическое наблюдение,

5. педагогический эксперимент.

В ходе исследования нами было изучено 30 литературных источников, проанализировано около 20-ти книг, посвященных вопросам методики начального обучения плаванию. Кроме этого, были изучены учебные планы ДЮСШ по плаванию бассейнов «Энергия», «Спартак», Дворца водного спорта СибГАУ.

Метод интервьюявляется разновидностью метода опроса. Беседа – это принципиальная основа интервью.

Специфика интервью как исследовательского метода состоит во взаимодействии индивидов в процессе их общения. Интервью – это целенаправленное общение, цель которого – получение необходимой исследовательской информации в виде мнений и ответов опрашиваемых. Направленность и содержание общения в интервью задаются целью и задачами исследования. Поэтому исследовательское общение – это общение, мотивированное исследовательской программой.

Кроме этого, метод интервью требует больших материальных и временных затрат по сравнению с анкетированием.

Достоинства метода интервью обеспечивают следующие факторы.

1. Возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.

2. Ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов.

3. Есть возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.

4. Личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника.

5. Общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондентов к опросу.

6. Вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов (что возможно в анкете).

Таким образом, метод интервью является, на наш взгляд, наиболее подходящим для получения необходимой нам информации.

Метод математической статистики

в сфере физической культуры и спорта служит для оценки результатов педагогического воздействия на занимающихся. С помощью этого метода мы определяли эффективность разработанной методики. В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины:

Описание: 0(3)

Формулу для вычисления стандартного отклонения:

Описание: 0(5)

Формулу для определения достоверности различий с использованием t-критерия Стьюдента:

Метод педагогического наблюдения

представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом.

Был составлен план наблюдения, в который были внесены задачи, определен объект и содержание наблюдения, методика анализа собранного материала, продолжительность и время проведения наблюдения. Целью педагогического наблюдения в нашем исследовании было изучение работы тренеров по плаванию с группами начального обучения. В частности, необходимо было выяснить, насколько часто в своей работе тренеры используют игровой метод.

Объектом наблюдения выступили тренеры по плаванию. Содержание наблюдения – построение отдельного учебного занятия в группах начального обучения плаванию.

Применение метода педагогического тестирования

позволяет определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. Мы использовали этот метод для определения динамики развития результатов у занимающихся контрольной и экспериментальной групп в процессе начального обучения плаванию. Применялись следующие тесты: «торпеда», задержка дыхания, кроль на задержке дыхания.

Тест «торпеда» – преодолевание как можно большего расстояния после отталкивания от бортика с помощью работы ног кролем. Руки вытянуты вперед и соединены, лицо опущено в воду и не поднимается. Второй тест – задержка дыхания на вдохе. Выполнение теста производится с опусканием лица в воду. Третий тест – плавание способом кроль на задержке дыхания на максимально возможное расстояние.

Педагогический эксперимент

– это специально организуемое исследование, проводимое с целью определения эффективности применения методов, средств, форм, приемов и нового содержания обучения и тренировки.

Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, активную роль в котором должно играть проверяемое нововведение. Основным мотивом педагогического эксперимента является введение усовершенствований, повышающих качество учебно-тренировочного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Система уроков в теме
Каждый биологический курс состоит из ряда тем программы в последовательности, определяемой логикой их содержания. Тема объединяет логически связанные вопросы, изучаемые на отдельных уроках. Таким образом, каждая тема программы представляет систему логически с ...

Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности
На основе результатов, полученных на констатирующем этапе, с целью развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, были выдвинуты следующие задачи: – на основе исследований в области семан ...

Разделы