При звеньевой (бригадной) форме организации учебной работы учащиеся выполняют неодинаковые по содержанию задания, например: одни звенья изучают устройство электроизмерительных приборов, другие—собирают цепи для измерения электрических величин, третьи—устраняют неисправности в измерительных приборах. Работа учащихся в различных звеньях отличается лишь по ее конкретному содержанию, но все работы относятся, как правило, к одной и той же теме программы и направлены в целом на формирование одинаковых по своему характеру знаний и умений.
Звеньевая форма применяется главным образом при организации лабораторно-практических занятий, производственной практики, экскурсий.
Индивидуальная форма обучения применяется при проведении производственной практики, когда отдельные ученики трудятся на различных рабочих местах и выполняют существенно отличающиеся задания, а также при проведении зачетов и квалификационных экзаменов.
Нередко фронтальная, звеньевая и индивидуальная формы применяются в сочетании. Например: перед началом экскурсии проводится рассказ или беседа в фронтальной форме; затем учащиеся разбиваются на звенья, которые наблюдают различные изучаемые объекты и процессы; отдельным ученикам в индивидуальном порядке поручают более глубоко изучить те или иные рабочие места, трудовые приемы, содержание трудя по какой-либо профессии.
Методы работы преподавателя и мастера. Наибольшая часть времени, отведенного на трудовое обучение в учебно-производственных комбинатах, затрачивается на самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний, навыков и умений, а также на производительный труд. Преподаватели и мастера организуют эту деятельность учащихся и постоянно руководят ею. Чтобы помочь учащимся усвоить необходимые для самостоятельной деятельности знания и выработать на этой основе трудовые навыки и умения, преподаватели и мастера излагают на уроках учебный материал, предусмотренный программой трудового обучения.
К методам устного изложения учебного материала относятся объяснение, рассказ, лекция и беседа.іВ условиях учебно-производственных комбинатов наиболее часто применяются объяснение, краткий рассказ, непродолжительная беседа. Эти методы применяют, когда ставится цель раскрыть w обосновать принципы устройства и действия технических объектов (машин, механизмов, приборов, аппаратуры), принципы и способы осуществления технологических процессов, правила и требования техники безопасности, вопросы организации труда и экономики производства. С помощью методов устного изложения материала учащихся знакомят также с содержанием и условиями труда по массовым рабочим профессиям, с требованиями, которые профессии предъявляют к человеку.
Объяснение и рассказ по своему содержанию должны соответствовать учебной программе и тесно связываться с практической деятельностью учащихся. По форме объяснение и рассказ должны быть четкими, ясными, логичными и убедительными^ при этом точное описание изучаемых технических средств, технологических процессов и трудовых действий сочетается с живым повествованием. При объяснении и рассказе используется только принятая научно-техническая тернаметить необходимые уточнения и дополнения к ответам учащихся и сформулировать выводы.
Беседа требует большей затраты учебного времени, чем рассказ или объяснение, на изучение одного и того же материала. Однако эффективность беседы в отношении сознательности и прочности усвоения учебного материала учащимися, в развитии их самостоятельности и познавательной активности значительно выше. Как и рассказ, беседа нередко сопровождается показом наглядных пособий, действующего оборудования, опытов, трудовых приемов.
Учебная демонстрация заключается в показе учащимся изучаемых объектов, процессов или их изображений в виде наглядных пособий. С помощью учебной демонстрации учащиеся в наглядной форме знакомятся с внешним видом, устройством, принципами действия технических объектов, с принципами и способами осуществления технологических процессов.
В трудовом обучении объектами учебной демонстрации чаще всего являются технические устройства (станки, приборы, аппаратура и т. п.), технологические процессы и трудовые действия. Учащимся показывают также модели и макеты производственного оборудования, опыты, диафильмы, диапозитивы, учебные кинофильмы, плакаты, таблицы и другие наглядные пособия.
Другие статьи:
Требования к личности школьника при переходе на вторую
ступень общего образования в аспекте психологической готовности
В последние годы в педагогической и психологической литературе так много говорится о сложностях перехода младшего школьника в среднюю школу, что этот период стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9—10 лет, порождающий серьезные п ...
Предлагаемые методики для формирования навыков общения у детей с ОНР
Невербальные и вербальные средства общения К невербальным средствам общения относятся: мимика, пантомимика, жесты. Они реализуются в процессе подготовки к драматизации. Именно она имеет эффект и позволяет формировать понимание социальных причинно-следственных ...