Требования к методам и организационным формам трудового обучения

Педагогика » Требования к методам и организационным формам трудового обучения

Страница 3

При звеньевой (бригадной) форме организации учебной работы учащиеся выполняют неодинаковые по содержанию задания, например: одни звенья изучают устройство электроизмерительных приборов, другие—собирают цепи для измерения электрических величин, третьи—устраняют неисправности в измерительных приборах. Работа учащихся в различных звеньях отличается лишь по ее конкретному содержанию, но все работы относятся, как правило, к одной и той же теме программы и направлены в целом на формирование одинаковых по своему характеру знаний и умений.

Звеньевая форма применяется главным образом при организации лабораторно-практических занятий, производственной практики, экскурсий.

Индивидуальная форма обучения применяется при проведении производственной практики, когда отдельные ученики трудятся на различных рабочих местах и выполняют существенно отличающиеся задания, а также при проведении зачетов и квалификационных экзаменов.

Нередко фронтальная, звеньевая и индивидуальная формы применяются в сочетании. Например: перед началом экскурсии проводится рассказ или беседа в фронтальной форме; затем учащиеся разбиваются на звенья, которые наблюдают различные изучаемые объекты и процессы; отдельным ученикам в индивидуальном порядке поручают более глубоко изучить те или иные рабочие места, трудовые приемы, содержание трудя по какой-либо профессии.

Методы работы преподавателя и мастера. Наибольшая часть времени, отведенного на трудовое обучение в учебно-производственных комбинатах, затрачивается на самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний, навыков и умений, а также на производительный труд. Преподаватели и мастера организуют эту деятельность учащихся и постоянно руководят ею. Чтобы помочь учащимся усвоить необходимые для самостоятельной деятельности знания и выработать на этой основе трудовые навыки и умения, преподаватели и мастера излагают на уроках учебный материал, предусмотренный программой трудового обучения.

К методам устного изложения учебного материала относятся объяснение, рассказ, лекция и беседа.іВ условиях учебно-производственных комбинатов наиболее часто применяются объяснение, краткий рассказ, непродолжительная беседа. Эти методы применяют, когда ставится цель раскрыть w обосновать принципы устройства и действия технических объектов (машин, механизмов, приборов, аппаратуры), принципы и способы осуществления технологических процессов, правила и требования техники безопасности, вопросы организации труда и экономики производства. С помощью методов устного изложения материала учащихся знакомят также с содержанием и условиями труда по массовым рабочим профессиям, с требованиями, которые профессии предъявляют к человеку.

Объяснение и рассказ по своему содержанию должны соответствовать учебной программе и тесно связываться с практической деятельностью учащихся. По форме объяснение и рассказ должны быть четкими, ясными, логичными и убедительными^ при этом точное описание изучаемых технических средств, технологических процессов и трудовых действий сочетается с живым повествованием. При объяснении и рассказе используется только принятая научно-техническая тернаметить необходимые уточнения и дополнения к ответам учащихся и сформулировать выводы.

Беседа требует большей затраты учебного времени, чем рассказ или объяснение, на изучение одного и того же материала. Однако эффективность беседы в отношении сознательности и прочности усвоения учебного материала учащимися, в развитии их самостоятельности и познавательной активности значительно выше. Как и рассказ, беседа нередко сопровождается показом наглядных пособий, действующего оборудования, опытов, трудовых приемов.

Учебная демонстрация заключается в показе учащимся изучаемых объектов, процессов или их изображений в виде наглядных пособий. С помощью учебной демонстрации учащиеся в наглядной форме знакомятся с внешним видом, устройством, принципами действия технических объектов, с принципами и способами осуществления технологических процессов.

В трудовом обучении объектами учебной демонстрации чаще всего являются технические устройства (станки, приборы, аппаратура и т. п.), технологические процессы и трудовые действия. Учащимся показывают также модели и макеты производственного оборудования, опыты, диафильмы, диапозитивы, учебные кинофильмы, плакаты, таблицы и другие наглядные пособия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Метод индивидуального руководства чтением и его формы
В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение ...

Информатизация внеурочной деятельности школьников. Использование средств информационных технологий при организации внеурочных занятий
Давно известно, что одним из определяющих воспитательных факторов для школы является наличие благотворно влияющей среды обитания. Широкая сеть бытовых, досуговых, развлекательно-познавательных учреждений, библиотек в непосредственной близости к учебным заведе ...

Разделы