Методики обучения решению текстовых задач в 1 классе Республики Казахстан и программе «Школа России»

Педагогика » Сравнительная характеристика методики обучения решению математических задач » Методики обучения решению текстовых задач в 1 классе Республики Казахстан и программе «Школа России»

Страница 1

Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся 1 класса, является усвоение связей между данными и искомым. От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи зависит их умение решать задачи. Главная ее цель – научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и искомыми в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенные их усложнение.

Чтобы добиться этого, учитель должен предусмотреть в методике обучения решению задач одного вида ступени, имеющие свой цели.

На первой ступени учитель ведет подготовку к решению задач рассматриваемого вида. На этой ступени ученики должны усвоить связи, на основе которых они будут выбирать действия при решении таких задач.

На второй ступени учитель знакомит учеников с решением задач рассматриваемого типа. Здесь дети учатся устанавливать связи между данными и искомыми и на этой основе выбирать арифметические действия, т.е. они учатся переходить от конкретной ситуации, выраженной в задаче, к выбору соответствующего арифметического действия. В результате такой работы учащиеся знакомятся со способом решения задач рассматриваемого вида.

На третьей ступени учитель формирует умение решать задачи рассматриваемого вида. Учащиеся на этой ступени должны научиться решать любую задачу рассматриваемого вида независимо от ее конкретного содержания, т.е. они должны обобщить способ решения задач этого вида.

Подготовительная работа к решению задач.

В 1 классе дети знакомится с первыми задачами на нахождение суммы и остатка.

Ознакомлению с решением большинства простых задач необходимо предпослать упражнения по оперированию множествами, причем элементами множеств должны быть конкретные предметы (палочки, геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, рисунки, сами дети, и т.п.) Дети должны хорошо усвоить, что операции объединения множеств соответствует действия сложения, а операции удаления части множества – вычитание. Задания по оперированию множествами следует включать в подготовительный период и в период изучения нумерации чисел первого десятка. По своей форме они не отличаются от задач, но выполняются чисто практически.

Очень важно, чтобы подготовительные упражнения включали разнообразные жизненные ситуации, например:

«На одной полке было 5 книг, на другой 2. Сколько книг на двух полках?»

Чтобы подготовить детей к выбору действии при решении задач без опоры на предметы, следует каждый раз устанавливать соотношения: когда придвинули еще 1 кружок, всего стало больше. Значит, когда прибавляли, становится больше. Чтобы дети лучше усвоили это соотношение, полезно предлагать такие задачи – вопросы:

«В комнате стояло 4 стула, принести еще 2. Стало стульев больше или меньше?»

Выполнение подобных упражнений, с одной стороны поможет детям усвоить, что операции объединения множеств соответствует действия сложения, а с другой стороны, дети уяснят соотношение: если прибавили, то стало больше.

Совершенно аналогично проводится подготовительная работа к решению задач на нахождение остатка.

В учебнике Т.К. Оспанова для 1 класса предлагаются следующие подготовительные упражнения:

1. Сколько было? Что изменилось? Сколько стало?

2.

Сколько всего медвежат ?

3.

Составьте задачи соответствующим решениям.

Подготовительных упражнений таких типов в учебнике Т.К. Оспанова много (12, 6 и 7 соответственно).

В рабочих тетрадях для 1 класса предлагается небольшое количество следующих заданий:

1. Какая запись подходит к данному рисунку.

2. По рисунку составить несколько задач и решить их.

В учебниках М.И. Моро также имеются подготовительные упражнения. Автор предлагает большое количество, по сравнению с учебником Т.К. Оспанова, разнообразных подготовительных упражнений.

Рассмотрим подробнее методику работы над текстовой задачей на каждом этапе по двум данным программ.

На этапе ознакомления с содержание задачи по двум программам учащиеся знакомятся с задачей. Учащиеся учатся правильно читать задачу: делать ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор действия, таких, как «было», «уехали», «осталось», выделять интонацией вопрос задачи.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
Ввиду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос, как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося. Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы. Необходимо ...

Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры, а также в виде различных эстафет. По результатам анкетирования 75% учителей считают, что при закреплении материала ф ...

Разделы