Современные представления о тексте в методике школьного обучения

Педагогика » Формирование понятий у младших школьников » Современные представления о тексте в методике школьного обучения

Страница 1

Содержание текстов является предметом естественных, технических и гуманитарных наук. Гуманитарные дисциплины используют преимущественно тексты описательного или повествовательного характера, которые, как правило, не содержат строго определённых понятий, в то время как учебный материал «точных» наук представлен текстами-рассуждениями.

Особый интерес для нашего исследования представляет дидактическая классификация текстов, отражённая в работах И.К. Журавлёва и Л.Я. Зориной. В соответствии с ней можно выделить такие виды текстов, как:

учебные тексты, использующие информационную дидактическую функцию с целью формирования у учащихся предметных научных знаний через систему представлений, понятий и суждений;

учебные тексты инструктивного, инструментально-практического характера, использующие трансформационную дидактическую функцию с целью выработки у учащихся системы умений и навыков;

тексты, имеющие мотивирующий характер и использующие развивающе-воспитательную дидактическую функцию с целью выработки у учащихся системы эмоционально-ценностных отношений (тексты по изобразительному искусству, музыке).

Следует отметить, что в практике школьного обучения существуют особые предметы, а, следовательно, особые учебные тексты, построенные с учётом сразу нескольких дидактических функций (например, на уроках математики, родного языка, литературы, природоведения).

В методической литературе тексты обычно характеризуются с точки зрения содержания (воспитательность, правдивость, интерес, познавательность, логичность изложения, доступность изложения, смысловая законченность), языковых трудностей (процент незнакомых слов и конструкций, включение в текст словаря-минимума, употребительность и повторяемость лексики, нормативность языка, насыщенность действием и диалогом) и оформления (иллюстративность, вступление, комментарии).

В зависимости от степени сложности тексты в школьных учебниках встречаются трёх видов, а именно:

первый вид текстов отличается тем, что все связи в нём описаны автором текста, а читателю нужно выяснить смысл отдельных слов и высказываний. В этом случае сложность текста обусловлена количеством данных, между которыми нужно усвоить описательные связи, и количеством связей, представленных автором. Читателю остаётся только выявить смысл слов и высказываний, в которых воплощаются данные и связи между ними;

второй вид текстов характеризуется тем, что автор не раскрывает всех смысловых связок, предполагая, что они известны читателю. Читателю остаётся только восстановить в памяти эти связки. Это происходит или в свёрнутой форме и проявляется в мгновенном понимании текста, или же в форме быстрого развёртывания этих связок в сознании читателя;

третий вид текстов характеризуется тем, что читателю приходится самостоятельно устанавливать (а не восстанавливать в памяти) недостающие связи путём развертывания ряда мыслительных операций, суждений, т.е. выполнять ту же работу, какую он выполняет при решении задач.

Рассматривая смысловую структуру текста, Н.Г. Морозова выделила три плана содержания текста – предметное значение текста (фактическое содержание), подтекст, план смысла (внутренняя мотивация, отношение автора).

Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская указывают на то, что понимание текста зависит от сложностей описываемых в тексте объектов, их связей, отношений, а также от степени абстрактности текста и его литературно-стилистических особенностей.

Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев и др. отмечают, что степень соответствия между семантической значимостью и успешностью воспроизведения смысловых звеньев сильнее выражена в литературно-художественном тексте. Авторы объясняют это тем, что он сравнительно легче для усвоения. Его содержание достаточно хорошо схватывается и передается уже после одного предъявления материала. Особое значение имеет наличие в этом тексте определенной сюжетной канвы, что существенно облегчает воспроизведение стержневых смысловых звеньев.

В отличие от художественной литературы в учебных текстах существует свой предмет познания – это не образы, а понятия, что соответственно меняет и цель чтения, которая будет состоять в усвоении связей и основных признаков понятий, явлений, усвоении элементов понятия, обобщённых выводов, составлении умозаключения, исходя из основной мысли учебной статьи. В научно-познавательной литературе имеется чётко определённая предметность нового для детей знания, и тема излагается целенаправленно.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
Коммуникативный аспект педагогического общения Коммуникативную сторону общения изучали Л.С. Выготский (знаковые системы), А.Н. Леонтьев (смысловые детерминанты), А.А. Леонтьев (психолингвистика), В.Ф. Петренко (психосемантика) и другие. Понятие «коммуникация» ...

Формирование словаря глаголов
Найти лишнее слово среди глаголов. Думать, ехать, размышлять, соображать. Бросился, ринулся, накинулся, слушал. Ненавидеть, презирать, наказывать. Приехал, прибежал, укатился, приплыл. Выбежал, вошел, вылетел, выскочил. Налил, насорил, вылил. Подбежал, вошел, ...

Разделы