Система текстовых задач и заданий к ним в учебниках для 1 класса М.И. Моро и Т.К. Оспанова

Педагогика » Сравнительная характеристика методики обучения решению математических задач » Система текстовых задач и заданий к ним в учебниках для 1 класса М.И. Моро и Т.К. Оспанова

Страница 1

Как было сказано выше, все текстовые задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной.

Для составных задач нет единого основания классификации, которое позволило бы разделить их на определенные группы. Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить ряд связей между данными и искомыми, в соответствии с которыми выбрать, а затем выполнять арифметические действия.

Прежде, чем приступить к рассмотрению систем текстовых задач, рассмотрим классификацию простых задач.

Простые задачи можно разделить на группы, в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются.

Однако в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. Можно выделить три такие группы. Охарактеризуем каждую из них. И приведем одну из видов моделей, наиболее распространенной.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. дети усваивают, какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами. В этой группе пять задач:

1) Нахождение суммы двух чисел.

У Андрея было 5 машин. Он купил еще 2 машин. Сколько стало машин у Андрея?

5 м. 2м.

2) Нахождение остатка.

У Сауле было 6 шаров, 2 шара она лопнула. Сколько шаров осталось у Сауле?

3) Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения).

В живом уголке жили кролики в трех клетках, по 2 кролика в каждой. Сколько всего кроликов в живом уголке?

?2 к2 к2 к

4) Деление на равные части.

Два класса пропололи 8 грядок, каждый поровну. Сколько грядок прополол каждый класс?

5) Деление по содержанию.

Каждая бригада школьников окопала по 8 яблонь, а всего школьники окопали 24 яблони. Сколько бригад школьников выполняли эту работу?

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. К ним относятся задачи на нахождение неизвестных компонентов.

1) Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.

В пруду плавало несколько уток и 4 гуся, а всего в пруду плавало 9 домашних птиц. Сколько уток плавало в пруду?

2) Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.

В школьном дворе растут 6 тополей и несколько елей. Всего во дворе растут 9 деревьев. Сколько елей растет во дворе?

3) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

Маржан на день рождения подарили несколько книг. Когда она прочитала 4 книги, то у нее оставалось еще 2 книги. Сколько книг было у Маржан.

4) Нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.

На клумбе расло 7 гвоздик. Когда несколько гвоздик сорвали, то осталось 4 гвоздики. Сколько гвоздик сорвали?

5) Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.

Неизвестное число умножили на 8 и получили 32. Найти неизвестное число.

6) Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Учебно-методическая работа преподавателя экономических дисциплин. Организация и проведение занятий с использованием новых технологий обучения
Экономика и организация труда — одна из специальных дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера для агропромышленного комплекса. Учебная программа по данной дисциплине направлена на формирование у студентов видения целостной системы управления социаль ...

Этапы развития детского творчества
Косминская В.Б., Васильева Е.И. подчеркивают, что первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется и в деятельности ребенка. Однако, как считает Григорьева Г.Г., развивается, развертывается замысел не предварительно, а в процессе исполнитель ...

Разделы