Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика » Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи » Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 5

При определении конкретных существительных дошкольники 6 лет используют следующие способы объяснения:

- объяснение значения слова через обобщающее понятие, но без указания на дифференциальный признак. Например: «Яблоко - это фрукт»;

- определение слова через обобщающее понятие, но с указанием некоторых дифференциальных признаков. Например: «Свекла - это красный овощ»;

- объяснение значения слова с помощью описания функционального признака денотата. Например: «Тарелка — на ней едят»;

- определение слова через описание внешних признаков денотата. Например: «Яблоко – на деревьях растет», «Яблоко - круглое».

Однако соотношение этих способов объяснения у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием оказывается различным.

Таким образом, у всех дошкольников шестилетнего возраста при объяснении значений конкретных существительных преобладает способ описания с помощью родового понятия, т. е. имеет место соотнесение данного слова с определенным семантическим полем, но при этом дифференциальные признаки не указываются. Использования дифференциальных признаков, характеризующих точное значение слова, у детей с ОНР не отмечается вовсе. У детей с нормальным речевым развитием этот способ объяснения значения слова уже имеет место.

Дети с ОНР объясняют значение слова через функциональный признак денотата. В то же время дети с ОНР чаще используют описание внешних, несущественных признаков предмета.

Усвоение лексических значений и грамматических способов выражения различных отношений дает возможность более широкого использования самостоятельных высказываний детей. С этой целью проводятся специальные занятия по формированию разговорной и описательной речи. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами.

Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картин, дети подготавливаются к умению связно рассказывать об увиденном. Разнообразные приемы, и способы обучения детализируют в соответствии со структурой дефекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Культурная политика детских массовых мероприятий
Действующие тенденции на региональных рынках культурно-массовых услуг в условиях перехода народного хозяйства, организационно-правовых структур производственной и социальной сфер к развитому рынку, рост экономических и социальных результатов учреждений культу ...

Планирование обучения плаванию в детско-юношеских спортивных школах
В настоящее время занятия по обучению технике плавания планируются тренерским советом ДЮСШ исходя из учебного плана . 40 недель, составляющих учебный год, делят на 3 этапа, в соотношении 36:36:48 уроков на каждый этап. На первом и втором этапе обучение проход ...

Разделы