При определении конкретных существительных дошкольники 6 лет используют следующие способы объяснения:
- объяснение значения слова через обобщающее понятие, но без указания на дифференциальный признак. Например: «Яблоко - это фрукт»;
- определение слова через обобщающее понятие, но с указанием некоторых дифференциальных признаков. Например: «Свекла - это красный овощ»;
- объяснение значения слова с помощью описания функционального признака денотата. Например: «Тарелка — на ней едят»;
- определение слова через описание внешних признаков денотата. Например: «Яблоко – на деревьях растет», «Яблоко - круглое».
Однако соотношение этих способов объяснения у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием оказывается различным.
Таким образом, у всех дошкольников шестилетнего возраста при объяснении значений конкретных существительных преобладает способ описания с помощью родового понятия, т. е. имеет место соотнесение данного слова с определенным семантическим полем, но при этом дифференциальные признаки не указываются. Использования дифференциальных признаков, характеризующих точное значение слова, у детей с ОНР не отмечается вовсе. У детей с нормальным речевым развитием этот способ объяснения значения слова уже имеет место.
Дети с ОНР объясняют значение слова через функциональный признак денотата. В то же время дети с ОНР чаще используют описание внешних, несущественных признаков предмета.
Усвоение лексических значений и грамматических способов выражения различных отношений дает возможность более широкого использования самостоятельных высказываний детей. С этой целью проводятся специальные занятия по формированию разговорной и описательной речи. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами.
Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картин, дети подготавливаются к умению связно рассказывать об увиденном. Разнообразные приемы, и способы обучения детализируют в соответствии со структурой дефекта.
Другие статьи:
Лекция в системе контекстного обучения
В современных социоэкономических, культурных, политических условиях требуется специалист, готовый к непрерывному развитию и самосовершенствованию, как личностному, так и профессиональному. Цель вуза – подготовить специалиста, который умеет инициативно, самост ...
Проверка эффективности проведенной работы на формирующем этапе исследования
Принимая во внимание работу, проведенную в рамках формирующего этапа, мы определили задачи контрольного этапа: – Выявить результативность проведенной работы с использование разных форм и методов консультирования. – Определить динамику в теоретической и профес ...